Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Предусмотрено ли какое-то ограничение по размеру взимаемых с ООО налогов и сборов от оборота компании, в т.ч. по НДПИ при добыче стекольных песков?

Предусмотрено ли какое-то ограничение по размеру взимаемых с ООО налогов и сборов от оборота компании, в т.ч. по НДПИ при добыче стекольных песков?

Предусмотрено ли какое-то ограничение по размеру взимаемых с ООО налогов и сборов от оборота организации (процент от оборота)? Каково ограничение по НДПИ при добыче кварцевых песков стекольных?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Законодательством РФ не предусмотрено ограничение по совокупному размеру взимаемых с налогоплательщика налогов и сборов.

Установленный главой 26 НК РФ порядок исчисления и уплаты сумм НДПИ в отношении кварцевых песков стекольных не предусматривает возможности применения каких-либо специальных преференций и льгот, а также максимального ограничения по величине налога, подлежащей уплате в бюджет.

Обоснование позиции:

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Система налогов и сборов в РФ включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 12 НК РФ). Налоговая нагрузка на организацию зависит от наличия объектов налогообложения, размеров налоговых баз, установленных налоговых ставок, возможности применения налоговых преференций и льгот. Законодательством РФ не предусмотрено ограничение по совокупному размеру взимаемых с налогоплательщика налогов и сборов.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Иными словами, риски осуществления предпринимательской деятельности возлагаются на каждого конкретного субъекта (организацию, ИП).

Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал наличие у налогоплательщиков права выбора наиболее оптимального способа организации своей экономической деятельности и налогового планирования, выбора того или иного метода учетной политики, применения налоговых льгот или отказа от них. При этом одновременно обращается внимание на недопустимость злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями, направленного на неправомерное сокращение налоговых поступлений в бюджет (смотрите, в частности, постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П, определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 460-О).

С учетом изложенного доначисленные по результатам налоговых проверок суммы, законность расчета которых налоговым органом подтвердил суд, подлежат уплате в бюджет, в т.ч. путем взыскания с налогоплательщика и привлечения к субсидиарной ответственности основного общества (по долгам дочернего общества при его банкротстве) и контролирующих лиц должника. Подробнее смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Субсидиарная ответственность основного общества при банкротстве дочернего (май 2024 г.); Энциклопедия решений. Субсидиарная ответственность руководителя и иных контролирующих должника лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов при банкротстве (май 2024 г.); Энциклопедия решений. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве (май 2024 г.).

В отношении НДПИ отметим следующее. Видами добытого полезного ископаемого признаются, в частности, стекольные пески (подп. 7 п. 2 ст. 337 НК РФ) и песок природный строительный (подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ). В рассматриваемом случае объектом налогообложения для организации является кварцевый песок стекольный, который подпадает под действие подп. 7 п. 2 ст. 337 НК РФ.

По общему правилу в силу п. 2 ст. 342 НК РФ налогообложение добытых полезных ископаемых (в т.ч. стекольных песков) производится по установленной налоговой ставке (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого), умноженной на рентный коэффициент К РЕНТА, определяемый в соответствии со ст. 342.8 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ установлен ст. 343 НК РФ, которая не содержит особенностей в отношении непосредственно рассматриваемого нами вида полезного ископаемого - стекольных песков.

Согласно п. 13 ст. 343 НК РФ сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период в отношении щебня, не может превышать величину Н БК, рассчитываемую в рублях как произведение количества добытого полезного ископаемого за налоговый период, приведенного в единицах массы (тоннах), и числа 16,5. Величина Н БК округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления. В случае превышения исчисленной за налоговый период суммы налога над значением величины Н БК, рассчитанной за этот же налоговый период, сумма налога принимается равной величине Н БК.

Однако из формулировки п. 13 ст. 343 НК РФ следует, что данная норма применима только при расчете НДПИ в отношении щебня и не может использоваться при налогообложении иных добытых полезных ископаемых, включая стекольные пески.

Глава 26 НК РФ предусматривает налоговые послабления для организаций - участников региональных инвестиционных проектов (смотрите ст. 342.3 и 342.3-1 НК РФ).

Нами не обнаружено положений главы 26 НК РФ, на основании которых организация законным образом может уменьшить сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет в связи с осуществлением деятельности по добыче стекольных песков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошкина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

30 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.