Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Уплата транспортного налога по автомобилю, оснащенному двумя электродвигателями и одним ДВС

Уплата транспортного налога по автомобилю, оснащенному двумя электродвигателями и одним ДВС

Юридическое лицо, зарегистрированное в Астраханской области, приобрело автомобиль, оснащенный 2 электродвигателями и 1 двигателем внутреннего сгорания (ДВС, он необходим для подзарядки электродвигателей). В описании конструкции в Выписке электронного ПТС указано: гибрид последовательного типа, привод колес от двух электродвигателей, предусмотренные режимы работы: только электродвигатели; режим заряда аккумуляторной батареи от двигателя внутреннего сгорания; предусмотрена зарядка тяговой аккумуляторной батареи от внешнего источника. При регистрации автомобиля в ГИБДД в СТС была указана только мощность ДВС, переведенная в лошадиные силы (149,6). Освобождается ли в данном случае юридическое лицо от уплаты транспортного налога (при условии эксплуатации автомобиля только на территории Астраханской области)? Если не освобождается, то исходя из каких показателей необходимо рассчитывать налог?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Принадлежащий юридическому лицу автомобиль является гибридным, т.е. не относится к транспортным средствам, оснащенным исключительно электрическими двигателями. В связи с этим юридическое лицо не освобождено от уплаты транспортного налога.

Налог следует исчислять исходя из суммарной максимальной полезной 30-минутной мощности двух электродвигателей. Сведения о мощности электродвигателей, необходимые для расчета суммы транспортного налога, содержатся в электронном паспорте транспортного средства.

Обоснование позиции:

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона Астраханской области от 22.11.2002 N 49/2002-ОЗ "О транспортном налоге" от уплаты налога освобождаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями.

В рассматриваемой ситуации принадлежащий организации автомобиль является гибридным (смотрите п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877), поскольку наряду с электродвигателями, которые вращают колеса, оснащен еще и двигателем внутреннего сгорания, который может использоваться генератор для подзарядки батарей.

В связи с этим считаем, что автомобиль не является транспортным средством, оснащенным исключительно электрическими двигателями, и, соответственно, такой автомобиль не подпадает под действие освобождения от налогообложения транспортным налогом, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона N 49/2002-ОЗ.

В письме от 30.08.2023 N 03-13-06/82517 Минфин России в целях обеспечения единого подхода к исчислению транспортного налога в отношении легковых автомобилей сообщил следующее.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подп. 1.1 этого пункта, т.е. с реактивными двигателями), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

При этом главой 28 "Транспортный налог" НК РФ в отношении легковых автомобилей, имеющих несколько двигателей, не установлена какая-либо зависимость исчисления налога от режима работы двигателя и (или) использования вида топлива.

Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2016 N 81 "О форматах и структурах электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - Решение N 81) для электрического двигателя учитывается максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - Порядок N 122) в перечень сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства, в показателе электродвигатель электромобиля указывается максимальная 30-минутная мощность.

С Минпромторгом России согласована и доведена до ФНС России и ФТС России письмом Минфина России от 06.02.2023 N 03-05-04-04/9167 позиция по транспортному налогу о том, что при наличии в легковом автомобиле двух электродвигателей следует учитывать суммарную максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течение 30-минутного периода времени двух электродвигателей.

В случае наличия в легковом автомобиле одновременно двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя, приводящих данное транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на автомобиль легковой максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течение 30-минутного периода времени, и мощность ДВС.

Таким образом, при исчислении суммы транспортного налога в отношении легковых автомобилей в налоговой базе должна учитываться указанная в технической документации на транспортное средство номинальная мощность всех двигателей, обеспечивающих привод транспортного средства.

Данный подход Минфина России к исчислению транспортного налога, изложенный в письме от 02.02.2023 N 03-05-04-04/8694, был предметом рассмотрения Верховного суда РФ, который в Решении от 01.06.2023 N АКПИ23-240 пришел к выводу, что при определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении транспортного средства следует учитывать номинальную мощность всех двигателей, обеспечивающих единовременный или поочередный привод транспортного средства, указанную в паспорте транспортного средства и сведениях, представляемых регистрирующими органами. Суммарный учет мощностей ДВС и электродвигателя, имеющихся в гибридном автомобиле, определяет налоговую базу такого транспортного средства.

Таким образом, в целях обеспечения единообразного расчета транспортного налога в отношении всех легковых автомобилей учитывается суммарно номинальная мощность их приводящих двигателей, определяемая на основе данных из технической документации, указываемая в паспорте транспортного средства и сведениях, представляемых регистрирующими органами.

Если в легковом автомобиле согласно имеющейся на него технической документации приводящим (приводящими) является (являются) только электродвигатель (электродвигатели), а ДВС не является приводящим, то есть не имеет механической связи с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции (как, например, это указано для комбинированной энергоустановки последовательного типа в ГОСТ Р 59102-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками", утвержденном приказом Росстандарта от 09.10.2020 N 799-ст), то мощность ДВС не учитывается при исчислении транспортного налога в отношении данного легкового автомобиля. Смотрите также письмо Минфина России от 16.03.2023 N 03-05-04-04/22376.

Важно, что письмо Минфина России от 30.08.2023 N 03-13-06/82517 (содержащее вышеизложенные разъяснения) было направлено письмом ФНС России от 31.08.2023 N КВ-4-3/11132@ сотрудникам налоговых органов. Смотрите также письмо ФНС России от 04.09.2023 N БС-4-21/11239@. Ранее подобный подход был отражен в письме Минфина России от 29.01.2021 N 03-13-12/5697 (также доведенном до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 02.02.2021 N СД-4-3/1137@).

С учетом изложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации в связи с наличием в легковом автомобиле двух приводящих электродвигателей налогоплательщик должен учитывать суммарную максимальную полезную 30-минутную мощность этих двух электродвигателей (смотрите также письма Минфина России от 06.02.2023 N 03-05-04-04/9167, от 02.02.2023 N 03-05-04-04/8694, ФНС России 406250231 от 09.02.2023 N БС-4-21/1528@).

В электронном паспорте транспортного средства указываются сведения не только двигателя о максимальной мощности внутреннего сгорания (подп. 24 п. 7 приложения N 3 к Порядку N 122, п. 17.24.8 таблицы 3 к Решению N 81), но и о максимальной мощности электродвигателя (подп. 30 п. 7 приложения N 3 к Порядку N 122, п. 17.26.5 таблицы 3 к Решению N 81), под которой понимается максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.

Таким образом, сведения о мощности электродвигателей, необходимые для расчета суммы транспортного налога, содержатся в электронном паспорте транспортного средства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Налоговая база по транспортному налогу;

- Энциклопедия решений. Как рассчитывается транспортный налог и авансовые платежи организациями?;

- Энциклопедия решений. Исчисление транспортного налога с повышающим коэффициентом по дорогостоящим автомобилям;

- Как рассчитывается транспортный налог для ТС с несколькими двигателями? (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2023 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошкина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

7 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.