Нужно ли присваивать УИН задолженности по взысканию судебной неустойки, если она поступит в доход местного бюджета?
Судом выдан исполнительный лист на взыскание судебной неустойки. Взыскатель - администрация муниципального образования. Судебный пристав отказал в возбуждении исполнительного производства, ссылаясь на ч. 1.1. ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, указав на отсутствие УИН.
Нужно ли присваивать УИН задолженности по взысканию судебной неустойки в данном случае?
Должен ли суд указывать УИН в исполнительном листке (ИЛ) при взыскании судебной неустойки?
Правомерен ли отказ судебного пристава в возбуждении по данной категории дела при отсутствии УИН в ИЛ?
Кто присваивает УИН?
Должен ли он отображаться в ИЛ при взыскании неустойки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В исполнительном документе, содержащем требование о взыскании судебной неустойки, подлежащей зачислению в доход бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержаться УИН и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе.
Обоснование вывода:
Уникальный идентификатор начисления (УИН) - один из реквизитов, указываемый в извещении о начислении платежа, предоставляемого в ГИС ГМП администратором доходов бюджета.
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) предназначена для размещения и получения информации, необходимой для уплаты платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ), иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, информации об уплате физическими и юридическими лицами указанных платежей, а также информации, необходимой для осуществления исполнительного производства в случае неуплаты в установленный законодательством РФ срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ и иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.
По мнению Департамента, все денежные средства, являющиеся доходами бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежат представлению в ГИС ГМП в установленном законом порядке (письмо Минфина России от 11.03.2016 N 02-08-11/13581, письмо Минфина России от 7 февраля 2017 г. N 21-03-04/6453). Вместе с тем приказом Минфина России от 25.12.2019 N 250н определен перечень платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в ГИС ГМП.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба относятся к неналоговым доходам бюджета (п. 5 ст. 20 БК РФ). Вместе с тем перечень неналоговых доходов бюджета исчерпывающим не является: помимо прямо поименованных в п. 1 п. 4 ст. 20 БК РФ, к неналоговым доходам относятся и прочие неналоговые доходы. При этом в Перечне указаны платежи именно по прочим неналоговым доходам. Соответственно, информация о штрафах, санкциях, возмещении ущерба, включая судебные неустойки, подлежит размещению в ГИС ГМП.
Таким образом, в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании судебной неустойки, подлежащей зачислению в доход бюджетов бюджетной системы РФ, должны содержаться уникальный идентификатор начисления и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
21 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.