Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Обработка персональных данных водителя в договоре транспортной экспедиции

Обработка персональных данных водителя в договоре транспортной экспедиции

В рамках исполнения договора транспортный экспедиции (заказчик, грузоотправитель, грузополучатель) возник вопрос по работе с персональными данными водителей экспедитора: Ф.И.О., ИНН, паспортные данные (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, дата рождения), водительское удостоверение (серия, номер, дата выдачи, дата окончания).
Планируется эти данные собирать с представителей экспедиторов при подтверждении данных по исполнителю рейса, это требуется для оформления пропусков на въезд на чужие склады, оформления документов, оформления доверенности по ф. N М-2 на получение материальных ценностей (при загрузке/выгрузке на сторонних складах клиентов/грузовладельцев).
Нужно ли предпринимать какие-либо меры по обработке персональных данных (указать пункт в договоре транспортной экспедиции, брать согласия на обработку персональных данных) согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Отметим, что действующее законодательство не содержит какого-либо исчерпывающего перечня персональных данных. По своей сути, это всевозможные сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных. Однако надлежит учитывать, что не всякий из этих элементов подпадает под защиту Закона N 152-ФЗ, а только те из них, которые в отдельности или в совокупности достоверно указывают на конкретное определяемое лицо. Так, например, телефонный номер абонента сам по себе подобным свойством не обладает. Согласно п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1342*(1), абонентский номер - это телефонный номер, который однозначно определяет (идентифицирует) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем. То есть, будучи элементом сети связи, в отрыве от иной информации о физическом лице (фамилии, имени, отчестве, адресе проживания и др.) такой номер не позволяет идентифицировать конкретного субъекта персональных данных, а потому персональными данными в терминологии Закона N 152-ФЗ не является (решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 18 августа 2017 г. по делу N 2-1628/2017, решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 октября 2017 г. по делу N 02-5330/2017, решение Фрунзенского районного суда г. Иваново Ивановской области от 27 января 2016 г. по делу N 2-340/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 декабря 2016 г. по делу N 33-13389/2016).

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков (смотрите приказ Федеральной налоговой службы от 29 июня 2012 г. N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика").

По мнению Минфина России, ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков (смотрите письмо Минфина России от 2 сентября 2020 г. N 03-01-11/76869). ИНН предназначен для учета и систематизации сведений в целях осуществления налогового контроля (письмо ФНС России от 22 марта 2018 г. N ГД-2-14/562@).

Сведения об ИНН не являются налоговой тайной (подп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ). Официальные органы неоднократно обращали внимание, что узнать ИНН или актуализировать персональные данные физических лиц возможно с помощью онлайн-сервиса "Узнай ИНН" на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/inn.do) (письма ФНС России от 04.06.2020 N БС-3-11/4312@, от 06.09.2017 N БС-4-11/17753@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@).

Роскомнадзор придерживается иной позиции, полагая, что любая информация о гражданине, включая паспортные данные, ИНН, данные военного билета, СНИЛС, и т. п., подпадает под определение персональных данных (смотрите разъяснения законодательства в сфере защиты прав субъектов персональных данных: https://66.rkn.gov.ru/directions/p18760/p20284/).

Мы считаем, если имеется совокупность идентификаторов (Ф.И.О., паспортные данные, ИНН, СНИЛС, номер телефона и пр.), относящихся к конкретному физическому лицу, позволяющая его персонифицировать, то все эти сведения составляют персональные данные этого лица.

Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом N 152-ФЗ. Она допускается либо с согласия субъекта (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), либо в случаях, поименованных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.

Так, в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, если обработка персональных данных гражданина, в том числе и индивидуального предпринимателя, осуществляется в целях заключения и исполнения договора гражданско-правового характера, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, то его согласие на такую обработку не требуется (смотрите письмо Роскомнадзора от 23 сентября 2022 г. N 08-85970). Данное исключение направлено на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, как это закреплено в ст. 309 ГК РФ (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. N 1810-О, апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 22 марта 2018 г. по делу N 33а-2067/2018).

Если же обработка персональных данных выходит за рамки обозначенных в договоре целей (например, оператор намерен использовать персональные данные гражданина в маркетинговых целях), то необходимо заручиться письменным согласием субъекта, содержание которого должно соответствовать требованиям ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ.

Кроме того, обработка персональных данных может осуществляться без согласия физического лица, если это необходимо для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Полагаем, что организация пропускного режима на территорию организации может быть обусловлена целями обеспечения безопасности оператора, то есть его законными интересами. При этом порядок пропуска на территорию организации должен быть регламентирован локальным актом оператора (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ).

Истребование паспорта посетителя для идентификации его личности при оформлении пропуска не противоречит действующему законодательству, поскольку паспорт является основным документом, удостоверяющим гражданство РФ и личность гражданина РФ на территории Российской Федерации (смотрите Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2023 г. N 2267).

Таким образом, в рамках исполнения договора транспортной экспедиции и организации пропускного режима заказчик/грузоотправитель/грузополучатель вправе обрабатывать персональные данные лиц, участвующих в исполнении договора перевозки (транспортной экспедиции), а именно: водителей, представителей экспедиторов.

То обстоятельство, что персональные данные водителей заказчик/грузоотправитель/грузополучатель получает от экспедитора, сути не меняет, поскольку в этом случае водитель дает согласие на передачу его данных экспедитору (ст. 7 Закона N 152-ФЗ), по заданию которого он осуществляет получение и доставку груза и с которым он состоит в гражданско-правовых или трудовых правоотношениях.

Частью 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ предусмотрено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Соответственно, оператору персональных данных при сборе сведений о контрагенте, его работниках необходимо определить объем необходимой для заключения и исполнения договора персонифицированной информации, с тем чтобы не нарушать действующее законодательство и права субъектов персональных данных. При этом перечень обрабатываемой информации должен соответствовать заявленным целям обработки персональных данных.

Отметим, что вопрос о достаточности объема конфиденциальной информации о контрагенте и его представителях должен решаться в каждом конкретном случае, исходя из обозначенной цели обработки, а также предписаний действующего законодательства.

Подчеркнем также, что действующее законодательство не обязывает контрагентов включать в гражданско-правовой договор условия о соблюдении требований Закона N 152-ФЗ, которые императивно предписаны самим законом и должны неукоснительно соблюдаться всеми участниками имущественного оборота.

Действующий принцип свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ) предполагает добросовестность действий сторон, разумность и справедливость его условий, включая их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения (п. 2.3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 47-П, решение Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N АКПИ14-331).

Кроме того, свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах (определение Верховного Суда РФ от 09 июня 2016 г. N 305-ЭС16-5635).

Смотрите также:

- Вопрос: Правомерность истребования и хранения копии паспорта единоличного исполнительного органа контрагента (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2023 г.);

- Вопрос: В транспортной накладной необходимо указывать ИНН водителя. При заключении договора с перевозчиком необходимо ли получить согласие водителя на обработку персональных данных? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);

- Энциклопедия решений. Соблюдение законодательства о персональных данных при заключении и исполнении гражданско-правового договора (март 2024);

- Примерный перечень документов, необходимых оператору персональных данных в соответствии с требованиями законодательства в сфере защиты персональных данных (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

10 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Отметим, что постановлением Правительства РФ от 24 января 2024 г. N 59 утверждены новые Правила оказания услуг телефонной связи, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 г., в которых приводится идентичное определение абонентского номера.