Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС образовательного бюджетного учреждения, сдающего имущество в аренду
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение освобождено от уплаты НДС по основному виду деятельности на основании подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Оно владеет муниципальным имуществом на праве оперативного управления. Данное имущество сдается в аренду, учреждение получает доход в виде арендной платы.
Может ли учреждение не уплачивать НДС с арендной платы по ст. 145 НК РФ (доход от арендной платы не превышает 2 000 000 рублей за три предшествующих последовательных месяца), или учреждение признается налоговым агентом по НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение в данном случае вправе воспользоваться предусмотренным ст. 145 НК РФ освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, что позволит ему не уплачивать НДС с арендной платы.
Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения как российские организации признаются налогоплательщиками НДС (далее также - налог) (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).
Операции по предоставлению бюджетными учреждениями на территории РФ в аренду муниципального имущества, которым они владеют на праве оперативного управления, признаются объектом налогообложения НДС (п. 5 ст. 38, п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В случаях, не предусмотренных ст. 149 НК РФ, данные операции подлежат налогообложению НДС. При этом, поскольку иное не установлено ст. 161 НК РФ, бюджетные учреждения самостоятельно (без участия налоговых агентов) исчисляют и уплачивают НДС в отношении указанных операций (смотрите также письма Минфина России от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 07.07.2016 N 03-07-14/39827).
На основании п. 1 ст. 145 НК РФ организации, за исключением применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Следует учитывать, в частности, что при расчете показателя выручки для целей п. 1 ст. 145 НК РФ необлагаемый НДС оборот не учитывается (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Таким образом, учитывая, что выручка бюджетного учреждения от предоставления имущества в аренду за три предшествующих последовательных календарных месяца в рассматриваемой ситуации не превышает в совокупности двух миллионов рублей, оно вправе применять освобождение, что позволит не уплачивать НДС с арендной платы.
В случае, если бюджетное учреждение воспользуется правом на освобождение, оно должно будет представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, соответствующее письменное уведомление по утвержденной форме и документы, которые подтверждают право на такое освобождение (выписки из бухгалтерского баланса и из книги продаж) (пп. 3, 6 ст. 145 НК РФ).
При этом следует учитывать, что применение освобождения не освободит бюджетное учреждение от необходимости выполнения функций налогового агента по НДС в случаях, предусмотренных главой 21 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 16.03.2022 N 03-07-11/19631).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ) в организациях бюджетной сферы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
17 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.