Кадастровая стоимость объектов недвижимости, подлежащая применению с 01.01.2023, была пересмотрена и установлена в размере рыночной. Возможно ли исчислять налог по этой стоимости с 2022 года?
Юридическое лицо имеет в собственности объекты недвижимости (Нижегородская область).
В 2022 году была массово (по Нижегородской области) проведена оценка недвижимости, применены положения ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и установлена кадастровая стоимость объектов в размере рыночной, которая установлена с 01.01.2022.
В 2023 году юридическое лицо сделало свою оценку и снизило кадастровую стоимость. Соответственно, налог за 2023 год будет по новой (сниженной) кадастровой стоимости.
Можно ли оспорить во внесудебном/судебном порядке кадастровую стоимость, которая была установлена в 2022 году и налог по которой фактически был уплачен в 2023 по той (завышенной) стоимости? Допустимо ли использовать оценку, произведенную в 2023 году, для установления кадастровой стоимости за 2022 год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу с учетом измененной в сторону уменьшения кадастровой стоимости объектов недвижимости после установления их рыночной стоимости организации следует исчислять с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости, то есть применительно к рассматриваемой ситуации с 01.01.2022.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается, в частности, недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ (по кадастровой стоимости).
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ предусмотрено, что если иное не установлено п. 2 ст. 375 НК РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Как следует из рассматриваемой ситуации, в данном случае имело место изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода вследствие проведения государственной кадастровой оценки, итогом которой стало увеличение кадастровой стоимости соответствующих объектов налогообложения.
Нормой абзаца второго п. 2 ст. 375 НК РФ для такого случая предусмотрено исключение из правила, изложенного в абзаце первом п. 2 ст. 375 НК РФ.
Так, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом п. 2 ст. 375 НК РФ, за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.
То есть если значение кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН и применяемой с 1 января 2023 г., оказалось больше значения кадастровой стоимости из ЕГРН, применяемой с 1 января 2022 г., то для расчета используется прежний показатель кадастровой стоимости (применяемый с 1 января 2022 года).
Поскольку в рассматриваемой ситуации увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества не связано с изменением их характеристик, в данном случае налоговая база за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам ст. 22 Закона N 237-ФЗ (вопрос 2 "Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2021), утвержденного Президиумом ВС РФ 30.06.2021).
Постановлением правительства Нижегородской области от 08.10.2020 N 837 принято решение о переходе с 1 января 2021 г. к применению положений ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Инициировать установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости могут любые физические и юридические лица, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ). Для этого в бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, либо в МФЦ подается заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, с приложением к нему отчета об оценке рыночной стоимости объекта, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (а также доверенность, если заявление подается через представителя) (чч. 2, 3, 5 ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ). Форма этого заявления и требования к его заполнению установлены приказом Росреестра от 06.08.2020 N П/0287.
Заявление может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке (ч. 7 ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ).
Бюджетное учреждение в 30-дневный срок рассматривает заявление с приложенным к нему отчетом об оценке и принимает решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, либо об отказе в таком установлении. Причинами отказа могут быть использование неполных и (или) недостоверных сведений, расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости (ч. 11 ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ).
Другой особенностью рассматриваемой ситуации является установление рыночной стоимости объектов недвижимого имущества в 2023 году.
В таком случае необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и п. 15 ст. 378.2 НК РФ.
Иное предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и положением абзаца второго п. 15 ст. 378.2 НК РФ.
Так, частью пятой ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и подпунктом "б" п. 3 части 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ)*(1) установлено, что кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость в сторону уменьшения.
Аналогично, с 1 января 2021 в силу нормы абзаца второго п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (подп. "в" п. 45 ст. 2, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ). Смотрите также письма ФНС России от 10.08.2021 N СД-4-21/11260@, от 14.12.2021 N БС-4-21/17449@, от 10.08.2021 N СД-4-21/11260@, информацию ФНС России от 05.01.2021.
По мнению ФНС России, указанное предусматривает, что измененная по вышеприведенным основаниям кадастровая стоимость должна применяться (в т.ч. при перерасчете налога, исчисленного исходя из налоговой базы, определенной по кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания) для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
До 2021 г. вышеперечисленные статьи НК РФ действовали в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ и предусматривали, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Перерасчет налогов проводится налоговыми органами, на которых была возложена обязанность по исчислению таких налогов (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Таким образом, принимая во внимание изложенное, следует сделать вывод о том, что налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему с учетом измененной в сторону уменьшения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества вследствие установления их рыночной стоимости следует исчислять с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости, то есть применительно к рассматриваемой ситуации с 01.01.2022.
Иначе говоря, организации следует после утверждения новой кадастровой стоимости и внесения ее в ЕГРН вследствие оспаривания результатов определения кадастровой стоимости расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций производить по установленной рыночной стоимости на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ с налогового периода 2022 года.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости;
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
30 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, является Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Дата, начиная с которой применяются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, определяется в соответствии с положениями ст. 18 Закона N 237-ФЗ и может различаться в зависимости от оснований определения таких сведений и иных особенностей.