Вилочный погрузчик работает на предприятии и за его пределы не выезжает, дорогами общего пользования не пользуется. Весь маршрут - от одного цеха до другого (цеха расположены друг напротив друга на расстоянии 300 метров). Необходимо ли составлять путевые листы на работу погрузчика, если весь его маршрут - это между двумя цехами одного и того же предприятия, расстояние между которыми небольшое?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Путевые листы на работу погрузчика внутри предприятия составлять не обязательно. Вместе с тем такой документ вполне может выступать в качестве документа, который подтверждает использование транспорта в производственных целях и, как следствие, обоснованность затрат на приобретение ГСМ.
Обоснование позиции:
Об уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Указанный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (п. 2 ст. 1 Закона N 259-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона N 259-ФЗ путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое ТС, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. В случае предоставления транспортного средства во временное владение и пользование за плату по договору аренды ТС с экипажем путевой лист оформляется арендодателем.
Сведения, которые должен содержать путевой лист, перечислены в ч. 3 ст. 6 Закона N 259-ФЗ. Состав этих сведений, а также порядок оформления или формирования путевого листа утверждены Приказом Минтранса России от 28.09.2022 N 390, действующим с 01.03.2023. В путевом листе среди прочего приводятся сведения о виде перевозки, которые представляют собой такую информацию (п. 7 Состава сведений):
1) коммерческие перевозки:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем);
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- организованная перевозка групп детей автобусами (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования);
2) перевозки для собственных нужд;
3) передвижение и работа специальных транспортных средств. Под специальным транспортным средством понимается ТС, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.) (п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877).
Вилочные погрузчики считаются самоходными машинами. Самоходные машины - это тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (в том числе электронные) (ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники").
Таким образом, вилочный погрузчик не является транспортным средством, на которое распространяется действие Закона N 259-ФЗ. Смотрите также письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 21.03.2013 N 03-11-11/112.
О правилах по охране труда
С 01.01.2021 действует Приказ Минтруда России от 18.11.2020 N 814н, которым утверждены Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. В них речь идет в том числе о напольном колесном промышленном транспорте (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки), используемом при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении. Обозначенные правила заменили правила, которые были утверждены Приказом Минтруда России от 27.08.2018 N 553н.
Кроме того, до 01.01.2021 действовали Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт). ПОТ РМ-008-99, утвержденные постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 18. В них было сказано: водители транспортных средств к работе допускаются после прохождения предрейсового медицинского осмотра, проверки наличия соответствующих документов на право управления данной категорией транспорта, путевого листа, документов на груз (п. 1.33).
Требование о наличии путевого листа у водителя ТС Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденные Приказом Минтруда России N 814н, не содержат.
Путевой лист - документ, подтверждающий расходы на ГСМ
Вместе с тем путевой лист вполне может выступать в качестве документа, который подтверждает использование транспорта в производственных целях и, как следствие, обоснованность затрат на приобретение ГСМ.
В частности, в письме УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@ указано: одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, является путевой лист. Налогоплательщики, на которых положения приказа Минтранса России, которым утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Вместе с тем налогоплательщики также вправе использовать иные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, подтверждающие произведенные расходы и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода. Такой же подход изложен Минфином России в письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354.
На практике может возникнуть ситуация, когда первичный учетный документ организация назвала произвольно (к примеру, для подтверждения факта списания ГСМ вместо путевых листов используются акты на списание топлива). Такая ошибка не мешает идентифицировать факт хозяйственной жизни, но может привести к спору с налоговым органом (поскольку проверяющие традиционно считают путевой лист одним из документов, обосновывающих расходы на ГСМ).
Такого рода спор рассмотрен в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2013 N Ф03-2842/2013 по делу N А51-22128/2012. В нем судьи пришли к следующим выводам.
Учитывая, что налогоплательщик, который не относится к автотранспортным организациям, осуществлял эксплуатацию автопогрузчиков только в пределах территории склада, путевой лист не является обязательным первичным документом по учету работы контейнерных погрузчиков, выполняющих погрузо-разгрузочные работы и работы по перемещению угля по территории склада. В данном случае налогоплательщик вправе применить иной документ, подтверждающий произведенные расходы на использование дизельного топлива и содержащий реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (утратил силу с 01.01.2013, примечание автора). Суд признал, что факт списания топлива подтверждается актами на списание, которые составлялись по результатам работы автопогрузчиков за месяц и содержали наименование транспортного средства, день, вид топлива, время выезда и время возвращения в гараж, количество выданного топлива, а также расход горючего по норме и количество фактически израсходованного топлива. С учетом изложенного суд сделал вывод о правомерном отнесении налогоплательщиком затрат по приобретению дизельного топлива на расходы и наличии правовых оснований для применения вычетов по НДС.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Путевой лист: кому и зачем нужен (июль 2023);
- Примерная форма путевого листа автопогрузчика (самоходной машины, укладчика, штабелера и т.д.) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Вопрос: Нужно ли оформлять путевые листы для автопогрузчика при перевозке рулонов бумаги по территории типографии? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, январь 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
3 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.