Между организацией (арендатор, общая система налогообложения) и органом местного самоуправления (арендодатель) был заключен договор аренды транспортного средства без экипажа. Ежемесячный размер арендной платы был установлен в твердой сумме без учета НДС. Является ли организация (арендатор) налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанным исчислить и уплатить НДС, если такая обязанность на арендатора условиями договора аренды не возложена? Нужно ли уплатить НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если орган местного самоуправления предоставляет в аренду муниципальное имущество, НДС исчисляется и уплачивается арендатором.
В ситуации, когда орган местного самоуправления участвует в договоре как хозяйствующий субъект от своего имени и передает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, НДС не исчисляется и не уплачивается.
Обоснование вывода:
В силу ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Обязанность уплаты налог на добавленную стоимость (далее - НДС) устанавливается именно налоговым законодательством, которое применяется вне зависимости от воли участников гражданского оборота.
Иными словами, если в договоре нет условия об исчислении и уплате НДС, это не меняет порядок налогообложения. Более того, такое условие не является обязательным (п. 3 ст. 607 ГК РФ, подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Существенные условия договора аренды).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также по передаче имущественных прав. Реализацией товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Вместе с тем на основании п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами местного самоуправления муниципального имущества (имущества муниципальной казны) в аренду налоговая база определяется налоговым агентом. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества (за исключением физических лиц, не являвшихся ИП).
По общему правилу сумма арендной платы, указанная в договоре с органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (смотрите письма Минфина России от 14.02.2022 N 03-07-11/9992, от 15.02.2018 N 03-07-14/9228). В п. 4 ст. 173 НК РФ установлено, что при реализации указанных в ст. 161 НК РФ товаров (работ, услуг) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ. Поэтому если сумма арендной платы в договоре установлена без НДС, то арендатор обязан исчислить НДС сверх арендных платежей и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10, АС Центрального округа от 07.02.2019 N Ф10-6378/18, АС Северо-Западного округа от 13.10.2016 N Ф07-8727/16 и др.).
Если в рассматриваемой ситуации в аренду предоставляется имущество муниципальной казны, то НДС исчисляет и уплачивает в бюджет арендатор. Так как в договоре сумма установлена без НДС, НДС начисляется сверх арендных платежей.
В ситуации, когда орган местного самоуправления - казенное учреждение (ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) - участвует в договоре от своего имени как хозяйствующий субъект и передает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, НДС не исчисляется и не уплачивается.
Операции по передаче казенными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, в аренду не признаются объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@).
Отметим, что исходя из определения термина "услуги" для целей налогообложения (п. 5 ст. 38 НК РФ), сдача в аренду имущества признается услугой (оказанием услуг) в целях главы 21 НК РФ (письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алексеев Никита
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
13 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.