Фонд содействия развитию современных информационных технологий и цифровизации экономики с основным видом деятельности - "Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки" (код 64.99) открывает павильон, внутри которого будет вестись продажа входных билетов на выставку. При расчете с покупателями будет выдаваться билет без признаков БСО (с нанесенным названием выставки + QR-код, позволяющий пройти через турникет в павильоне) и кассовый чек с нанесенными обязательными реквизитами БСО. Параллельно продажа будет осуществляться в терминалах автоматизированной продажи входных билетов, которые будут выдавать билет без признаков БСО, чек распечатываться не будет, но облачной кассой будет формироваться QR-код и наноситься на билет. То есть на билете, выпущенном через терминал, будет нанесено два QR-кода. Один будет позволять пройти через турникет, второй отображает место, где хранится чек. Сохраняется ли при такой продаже возможность освобождения от уплаты НДС по подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При реализации входных билетов на выставку освобождение от налогообложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам, а также при наличии у организации соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД, который не обязан быть основным. Если организация прямо не поименована в абзаце 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, то согласно позиции Минфина России оснований для применения освобождения от налогообложения НДС не имеется (даже при соблюдении требований к оформлению реализуемых билетов).
Обоснование позиции:
Действительно, подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождает от налогообложения НДС в том числе реализацию на территории РФ входных билетов и абонементов организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства; речь идет о билетах и абонементах на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
При этом нужно иметь в виду, что, по мнению чиновников, от налогообложения НДС освобождаются поименованные в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые как коммерческими, так и некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (письмо Минфина России от 17.02.2012 N 03-07-15/18, письмо ФНС России от 12.03.2012 N ЕД-4-3/4062@).
К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в рассматриваемых целях относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, океанариумы, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Тем самым для применения льготы по реализации входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия необходимо (смотрите также письма Минфина России от 26.04.2023 N 03-07-07/38261, от 14.10.2022 N 03-07-07/99643):
1) чтобы реализуемые билеты составлялись по форме, утвержденной как бланк строгой отчетности;
2) организация, их реализующая, являлась организацией сферы культуры и искусства, например, библиотекой, музеем, выставкой, парком культуры и отдыха и пр.
Относительно первого критерия - согласно Информации ФНС России от 07.05.2021 и разъяснениям в письме ФНС России от 30.08.2019 N АС-4-20/17479@ требование к форме билетов считается выполненным:
- в случае выдачи билета в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом N 54-ФЗ;
- в случае одновременной выдачи билета по форме, утвержденной приказом Минкультуры, и кассового чека (БСО), сформированного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ;
- в случае выдачи билета по форме, утвержденной приказом Минкультуры, с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (БСО) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа) (п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Что касается второго требования, то, по мнению чиновников, если услуги, поименованные в указанном подп. 20 п. 2 ст.149 НК РФ, оказываются организациями, не включенными в перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, установленный данным подпунктом, то такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 01.02.2019 N 03-07-11/5801 и письме Минфина России от 08.12.2016 N 03-07-15/73201. Согласно разъяснениям Минфина России, данным в письме от 19.04.2017 N 03-07-07/23488, при оказании, например, концертными организациями и коллективами услуг по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места их нахождения освобождение от налогообложения НДС применяется при наличии у таких организаций соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД.
Как мы поняли, организация - Фонд содействия развитию современных информационных технологий и цифровизации экономики с основным видом деятельности "Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки" (код 64.99), а коды из раздела R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" не значатся ни в качестве основного, ни как дополнительные. Полагаем, что при таких обстоятельствах при продаже билетов на выставку использование освобождения из подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ несет налоговые риски, оценить исход спора по которым мы не можем.
Так, в самой исследуемой норме говорится только о том, что в целях освобождения услуги оказываются организациями по перечню и нет отсылки к кодам ОКВЭД, а также не говорится о том, что деятельность в сфере культуры и искусства должна быть для организации основной, в связи с чем суды указывают, что освобождение от исчисления и уплаты НДС в первую очередь зависит от предоставляемой услуги, а не от категории и статуса налогоплательщика (смотрите, например, постановления Пятого ААС от 21.04.2015 N 05АП-2077/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.11.2013 N А32-26042/2012). Довод налогового органа о том, что налогоплательщику не присвоены соответствующие коды ОКВЭД, позволяющие отнести его к учреждению культуры, судами отклоняются, поскольку присвоение кода ОКВЭД может рассматриваться как одно из доказательств соответствия осуществляемой им деятельности указанным в законе признакам, но само по себе правообразующего значения не имеет (постановления ФАС Уральского округа от 05.12.2007 N Ф09-10082/07-С2, от 23.05.2007 N Ф09-3743/07-С2, от 07.12.2005 N Ф09-5471/05-С2, от 21.09.2005 N Ф09-4127/05-С2).
Для устранения сомнений считаем целесообразным рекомендовать налогоплательщику обратиться за разъяснениями (информацией) в Минфин России и (или) налоговые органы (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС услуг, осуществляемых организациями сферы культуры и искусства (июнь 2023);
- Вопрос: Продажа билетов на фестиваль. Исчисление НДС и применение ККТ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.);
- Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать организация для применения льготы по НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ по виду деятельности: услуги по показу концертов, иных зрелищных программ вне места нахождения организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
19 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.