Вправе ли учреждение признать во внереализационных расходах выставленный учредителем штраф за недостижение показателя гранта, предоставленного в форме субсидии?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Штрафные санкции за недостижение значений показателей результативности использования гранта в форме субсидии не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Обоснование вывода:
Бюджетные и автономные учреждения могут участвовать в конкурсах на право получения грантов наравне с иными организациями, физическими лицами.
Помимо грантов, предоставляемых различными организациями и физическими лицами, бюджетные и автономные учреждения могут получать также гранты в форме бюджетных субсидий. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ такие субсидии предоставляются по итогам проводимых органами власти (местного самоуправления) конкурсов. При этом гранты в форме субсидий могут предоставляться органами исполнительной власти (местного самоуправления), в том числе и тем бюджетным (автономным) учреждениям, в отношении которых эти органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования в виде грантов, получаемых бюджетными и автономными учреждениями из бюджетов всех уровней в качестве субсидий (в том числе субсидий на иные цели). Кроме того, на основании подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ средства целевых поступлений, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, также не включаются в доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом, как правило, порядком предоставления грантов в форме субсидий и соглашениями о предоставлении такого гранта предусматривается, что в случае если получателем средств гранта в форме субсидии не достигнуты значения показателей результативности использования гранта, грантополучатель уплачивает штрафные санкции на основании выставленного требования (смотрите, например, приказ Минфина России от 30.11.2021 N 199н, п. 16 постановления Правительства РФ от 18.06.2017 N 723). Такие штрафные санкции подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (например, постановление Администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 30.06.2021 N 1024).
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Вместе с тем расходы в виде штрафных санкций в рассматриваемой ситуации связаны с целевым финансированием (грантом в форме субсидии), то есть не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Следовательно, такие расходы не соответствуют требованиям признания их для целей налогообложения прибыли, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. При этом ФНС и финансовое ведомство в своих разъяснениях указывали, что подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ применяется во взаимосвязи с гражданским законодательством (п. 1 ст. 330 ГК РФ), то есть в отношении тех неустоек (штрафов, пеней), которые возникают в сфере гражданско-правовых отношений и свидетельствуют о том, что должник согласен уплатить санкции кредитору в полном объеме либо в меньшем размере исходя из условий заключенного договора (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 20.08.2010 N 20-14/2/087846@, письма Минфина России от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28377, от 20.09.2021 N 03-03-06/1/75928, от 01.03.2019 N 03-03-06/1/13570, от 20.06.2018 N 03-03-06/1/42048).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Так как суммы штрафных санкций за недостижение значений показателей результативности использования гранта в форме субсидии подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета, то на основании п. 2 ст. 270 НК РФ такие суммы не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 29.05.2023 N 03-03-06/1/49228).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
16 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.