На какие КБК с 01.01.2023 уплачивать НДФЛ, страховые взносы, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, если бюджетное учреждение закрепило в учетной политике формирование платежных поручений на уплату конкретных налоговых платежей с соответствующими КБК без применения уведомления? Какой статус налогоплательщика указывается в платежных поручениях? Какой порядок уплаты и уведомления налоговой службы о начисленных и уплаченных суммах? Сроки уплаты для платежей, действующие с 01.01.2023? Каковы сроки для уплаты НДФЛ и страховых взносов за декабрь 2022 года (заработная плата начислена в декабре 2022 года, а выплачена в январе 2023 года)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выборе в пользу распоряжений на перевод денежных средств:
- в части НДФЛ указывается код классификации доходов бюджета 000 1 01 02010 01 1000 110;
- в части страховых взносов - 000 1 02 01000 01 1000 160;
- в части страховых взносов от НС и ПЗ - 000 1 02 12000 06 1000 160;
- в части налога на имущество 000 1 06 02010 02 1000 110 или 000 1 06 02020 02 1000 110;
- в части земельного налога 000 1 06 0603Х ХХ 1000 110;
- в части транспортного налога - 000 1 06 04011 02 1000 110.
В платежном поручении по страховым взносам, налогу на имущество, земельному налогу и транспортному налогу указывается значение 01, в отношении НДФЛ бюджетное учреждение как налоговый агент должен указать значение 02.
Сроки уплаты страховых взносов, налога на имущество, земельного налога, транспортного налога, НДФЛ установлены НК РФ, страховых взносов от НС и ПЗ Законом N 125-ФЗ.
Уведомлять налоговый орган о начисленных и уплаченных суммах бюджетное учреждение будет путем предоставления соответствующих расчетов, деклараций.
НДФЛ с заработной платы за декабрь 2022 года, выплаченной в январе 2023 года, подлежит перечислению в бюджет не позднее 30.01.2023.
Страховые взносы с заработной платы за декабрь могут быть перечислены также не позднее 30.01.2023.
Обоснование вывода:
С 01.01.2023 в обязанность налогоплательщика (налогового агента), плательщика страховых взносов, помимо представления налоговых деклараций (расчетов), вменяется и новая обязанность - представлять в ФНС уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП. Фактически такое уведомление является еще одним отчетным документом, цель формирования которого - предоставить налоговому органу информацию о начислениях для корректного разнесения совокупной обязанности на ЕНС и зачета ЕНП по тем налогам и страховым взносам:
- которые уплачиваются до представления соответствующей налоговой отчетности (к примеру, страховые взносы уплачиваются ежемесячно, а расчет по страховым взносам представляется ежеквартально);
- в отношении которых обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (п. 9 ст. 58 НК РФ).
При этом в 2023 году у бюджетного учреждения есть возможность сделать выбор:
- в пользу уведомления;
- или вместо уведомления продолжить оформлять распоряжения на перевод денежных средств, т. е. привычные платежные поручения на уплату конкретного налогового платежа с указанием в них соответствующего КБК.
Воспользоваться вторым вариантом можно только при условии, что ранее налогоплательщик не представлял в налоговый орган предусмотренные НК РФ уведомления (ч. 12 и ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ). Один раз представив уведомление по новой форме, организация утрачивает право предоставлять вместо уведомления платежный документ.
Свой выбор необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом исходя из положений Закона N 263-ФЗ, сделав изначально выбор в пользу уведомления, изменить этот вариант уже не получится (ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ).
В случае, если бюджетное учреждение не будет применять уведомления, то платежные поручения будут формироваться отдельно на сумму каждого налогового платежа с указанием соответствующих КБК.
Если в таком распоряжении будут допущены ошибки, неточности, которые не позволят налоговому органу однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджета, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности, то такое уведомление будет считаться непредставленным, а информация, в нем содержащаяся, не будет отражена в совокупной обязанности налогоплательщика. В этом случае нельзя будет и уточнить такое распоряжение. То есть фактически налогоплательщику придется оформлять уведомление (ч. 16 ст. 4 Закона N 263-ФЗ), которое при единичном направлении должно будет представляться в дальнейшем постоянно.
1. В соответствии с Приказом N 75н при формировании распоряжений на перечисление денежных средств в части НДФЛ указывается код классификации доходов бюджета 000 1 01 02010 01 1000 110 "НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент (в частности, работодатели) (по ставке 13% в отношении доходов, не превышающих 5 млн рублей, или по ставке 30% в отношении доходов, полученных налоговыми нерезидентами)".
В части страховых взносов, которые уплачиваются по единому страховому тарифу, Приказом N 75н не предусмотрен соответствующий код классификации доходов бюджета. Ввиду неурегулированности ситуации по вопросу указания корректного КБК в распоряжении на перевод денежных средств бюджетному учреждению необходимо обратиться за разъяснениями в соответствующий налоговый орган. Вместе с тем Приказом Минфина России от 22.11.2022 N 177н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2022 N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)" установлен новый единый КБК: 000 1 02 01000 01 1000 160 "Страховые взносы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)". Считаем возможным использовать данный код классификации доходов бюджета для указания в платежном поручении при перечислении страховых взносов.
В части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Приказом N 177н предусмотрен код классификации доходов бюджета 000 1 02 12000 06 1000 160 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)".
Отметим, что в части перечисления страховых взносов за декабрь 2022 года Информацией Минфина России от 27.12.2022 "Сопоставительная таблица кодов классификации доходов бюджетов подгруппы 1 02 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование", применяемых в 2022 году, к кодам, подлежащим применению при формировании и исполнении бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" предусмотрены отдельные коды классификации доходов бюджета в разрезе вида страховых взносов.
В части уплаты налога на имущество согласно Приказу N 75н в платежном поручении может указываться в отношении имущества, не входящего в Единую систему газоснабжения, код классификации доходов бюджета 000 1 06 02010 02 1000 110 "Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)", а в отношении имущества, входящего в Единую систему газоснабжения, - 000 1 06 02020 02 1000 110 "Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)".
В части уплаты транспортного налога в платежном поручении указывается код классификации доходов бюджета 000 1 06 04011 02 1000 110 "Транспортный налог с организаций (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)".
В части уплаты земельного налога в платежном поручении указывается код классификации доходов бюджета вида 000 1 06 0603Х ХХ 1000 110 в зависимости от расположения земельного участка (смотрите подробнее материал КБК 2023 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
2. В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 5 к Приказу N 107н) указывается один из перечисленных статусов, в частности:
"01" - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - юридическое лицо;
"02" - налоговый агент.
Заметим, что Приложение N 5 изменено с 30.12.2022 приказом Минфина России от 23.05.2022 N 81Н, но изменения не коснулись рассматриваемых нами показателей.
Таким образом, бюджетным учреждением в отношении страховых взносов, налога на имущество, земельного налога и транспортного налога указывается значение 01, в отношении НДФЛ бюджетное учреждение как налоговый агент должен указать значение 02.
3. С 1 января 2023 года налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм налога, исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января, за период с 23 по 31 декабря не позднее последнего рабочего дня календарного года (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Срок уплаты страховых взносов - не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены (п. 3 ст. 431 НК РФ).
Срок уплаты взносов на страхование от НС и ПЗ не изменился - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены (п. 4 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
В отношении заработной платы за декабрь отметим следующее.
С 01.01.2023 года дата фактического получения дохода в денежной форме в виде оплаты труда определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Если заработная плата (оплата труда) за выполнение трудовых обязанностей в декабре 2022 года выплачивается в январе 2023 года, то такой доход относится к 2023 году (смотрите также письмо ФНС от 09.11.2022 N БС-4-11/15099@). При этом отметим, что доходы налогоплательщика в виде аванса по заработной плате, выплачиваемые в декабре 2022 года, подлежат отражению в расчете по форме 6-НДФЛ за 2022 год (смотрите пример в письме ФНС России от 11.01.2023 N ЗГ-3-11/125@).
В соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ, налог) производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ.
Перечисление налоговыми агентами сумм налога, исчисленного и удержанного за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января (п. 6 ст. 226 НК РФ). Так как 28.01.2023 года выпадает на выходной день, то согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок уплаты составит период не позднее 30.01.2023 (смотрите также письмо ФНС от 11.01.2023 N ЗГ-3-11/125@).
Учреждения рассчитывают сумму страховых взносов за истекший календарный месяц отдельно по каждому застрахованному лицу (п. 1 ст. 421, пп. 1, 5, 6 ст. 431 НК РФ).
До 01.01.2023 сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежала уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 6 ст. 431 НК РФ в прежней редакции). Вместе с тем в НК РФ были внесены изменения, и с 01.01.2023 срок для уплаты страховых взносов изменился: теперь плательщики страховых взносов должны перечислить страховые взносы не позднее 28-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Согласно части 2 ст. 5 Федерального закона N 263-ФЗ положения ст. 431 НК РФ в части сроков уплаты страховых взносов применяются к правоотношениям по уплате страховых взносов начиная с 01.01.2023. При этом указанные нормы переходных положений не содержат, и срок уплаты страховых взносов не поставлен в зависимость от того, что страховые взносы исчисляются в отношении выплат предшествующего расчетного периода. Поэтому мы считаем, что страховые взносы должны быть перечислены в бюджет в сроки, предусмотренные новой редакцией п. 3 ст. 431 НК РФ, то есть, с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ, не позднее 30.01.2023 (смотрите Вопрос: В каком порядке требуется уплатить страховые взносы за декабрь 2022 года? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", декабрь 2022 г.)).
Налог на имущество подлежит уплате в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 383 НК РФ).
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
4. Так как бюджетное учреждение учетной политикой установило применение распоряжений на перевод денежных средств по соответствующим КБК, то уведомление в налоговый орган не подается.
Бюджетное учреждение как налоговый агент отчитывается по исчисленным и удержанным суммам НДФЛ путем предоставления формы расчета 6-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.
6-НДФЛ за первый квартал, полугодие, девять месяцев бюджетное учреждение обязано предоставлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Плательщики страховых взносов отчитываются по страховым взносам в налоговый орган по месту постановки на учет посредством представления расчета по страховым взносам (РСВ) (срок сдачи - не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом) и персонифицированных сведений о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц (срок сдачи - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим) независимо от того, в какой форме (электронной или бумажной) представляется расчет (п. 7 ст. 431 НК РФ). Формы данных документов утверждены приказом ФНС от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@.
Бюджетное учреждение как страхователь в отношении нанимаемых ими физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3 Закона N 125-ФЗ), обязано представлять Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
Форма ЕФС-1 утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 31.10.2022 N 245п. Сведения о начисленных страховых взносах от НС и ПЗ в соответствии с Законом N 125-ФЗ (п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ) представляются ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
Обращаем внимание, что за 2022 год бюджетное учреждение предоставляет расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 14.03.2022 N 80).
По истечении налогового периода бюджетное учреждение обязано представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговую декларацию по налогу на имущество по форме, утвержденной приказом ФНС от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@ (п. 1.1 ст. 386 НК РФ). Срок представления декларации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).
С 01.01.2021 в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ бюджетное учреждение не предоставляет налоговые декларации по транспортному и земельному налогу.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Начисление и уплата страховых взносов учреждением c 1 января 2023 года. Памятка для бухгалтера бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Энциклопедия решений. Годовой налоговый отчет 2022 (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Изменения в законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой налоговой отчетности - 2022 (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
16 января 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.