В сентябре 2018 году предприятие (Краснодарский край) объединило два объекта основных средств в одно. Оба объекта входили в перечень для обложения налогом на имущество от кадастровой стоимости. До конца года 2018 предприятие продолжало уплачивать за объединенный объект (которому присвоен новый кадастровый номер) налог на имущество от кадастровой стоимости. В декабре 2018 года этот новый объект уже не был включен в перечень основных средств на 2019 год (в последующем и на 2020, 2021, 2022 годы), которые должны облагаться от кадастровой стоимости. С 2019 года предприятие уплачивает налог на имущество по общему правилу. ИФНС заявило о неправильном применении предприятием НК РФ в части пункта 10 статьи 378.2, потребовало произвести перерасчет и уплатить налог на имущество от кадастровой стоимости этого объекта. Правомерно ли требование ИФНС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, требование ИФНС неправомерно. Организация обоснованно не учитывала вновь образованный объект недвижимости для целей налогообложения налогом на имущества по кадастровой стоимости, поскольку он не включен в Перечень и не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Как мы поняли, налоговый орган придерживается иной точки зрения.
К сожалению, какие-либо разъяснения компетентных органов по схожей ситуации нам обнаружить не удалось. В связи с этим организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. Оценить перспективы такого разбирательства мы не можем.
Обоснование позиции:
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ. В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ (ст. 375 НК РФ).
Перечень видов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость, приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. К такому имуществу относятся, в частности:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);
- нежилые помещения, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);
- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
При этом налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта РФ, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ).
Кроме того, в отношении объектов недвижимости, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, необходимо, чтобы эти объекты были также поименованы в определяемом в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий налоговый период (далее - Перечень).
Если здание (строение, сооружение) не признается административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), то зарегистрированные в ЕГРН указанные в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении) включаются в Перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного п. 5 ст. 378.2 НК РФ, при котором фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Основанием для налогообложения в рамках ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимости, поименованных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, являются наличие соответствующего закона субъекта РФ и сведений об этих объектах, имеющихся в ЕГРН и соответствующих первичных документах. Включение объектов, поименованных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в какие-либо перечни положениями НК РФ не предусмотрено (смотрите письма Минфина России от 04.12.2020 N 03-05-05-01/105908, от 01.04.2020 N 03-05-05-01/26145, от 19.02.2020 N 03-05-05-01/11559).
В соответствии с абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, до включения его в Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Таким образом, абзац второй п. 10 ст. 378.2 НК РФ применяется только в том случае, если вновь образованный объект недвижимости соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ.
Соответственно, в анализируемой ситуации нежилые помещения облагаются налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, если они:
- включены в Перечень;
- указаны в абзаце втором п. 10 ст. 378.2 НК РФ; (смотрите письма ФНС России от 29.07.2021 N БС-4-21/10722, от 23.06.2021 N БС-4-21/8805@, от 16.04.2021 N БС-4-21/5193).
- указаны в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ при наличии закона субъекта РФ, принятого в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 17.07.2020 N 03-05-05-01/62442, ФНС России от 16.04.2021 N БС-4-21/5193, от 06.04.2021 N БС-4-21/4581@, от 23.06.2021 N БС-4-21/8805@).
Если же вышеперечисленные условия не выполняются, то рассматриваемые объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ исходя из среднегодовой стоимости имущества при условии их учета на балансе организации в качестве основных средств. Организации, применяющие УСН, освобождены от налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Для Краснодарского края Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 N 3321 (далее - Перечень N 3321).
Статьей 1.1 закона Краснодарского края от 26.011.2003 N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 620-КЗ) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган в рассматриваемой ситуации должен был включить вновь образованный объект недвижимости в Перечень не позднее 1 января 2019 года. Допускаем, что объект не был включен в Перечень после объединения по причине того, что он не соответствует требованиям для отнесения к объектам недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, ст. 1.1 Закона N 620-КЗ. Так, на сайте Росреестра в сведения из Фонда данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO о результатах определения кадастровой стоимости рассматриваемый объект включен в оценочную группу "Больницы, поликлиники, станции медицинской скорой помощи, фельдшерские медицинские пункты". В связи с этим, на наш взгляд, организация обоснованно не учитывала вновь образованный объект для целей налогообложения налогом на имущества по кадастровой стоимости, поскольку он не включен в Перечень и не соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ.
Как мы поняли, налоговый орган придерживается иной точки зрения.
К сожалению, какие-либо разъяснения компетентных органов по схожей ситуации нам обнаружить не удалось. В связи с этим организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. Оценить перспективы такого разбирательства мы не можем.
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья
Ответ прошел контроль качества
22 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.