Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Обязана ли организация, являющаяся налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, представлять какие-либо документы в налоговый орган в обязательном порядке, не дожидаясь требования инспекции? Обязана ли организация, плательщик НДПИ, представлять какие-либо документы в другие государственные органы (какие именно документы и в какие государственные органы)?

Обязана ли организация, являющаяся налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, представлять какие-либо документы в налоговый орган в обязательном порядке, не дожидаясь требования инспекции? Обязана ли организация, плательщик НДПИ, представлять какие-либо документы в другие государственные органы (какие именно документы и в какие государственные органы)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщики НДПИ обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию и сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации.
Пользователи недр представляют информацию в соответствующие органы, руководствуясь нормами законодательства в сфере недропользования.

Обоснование вывода:
Налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 334 НК РФ).
Обязанности налогоплательщиков установлены ст. 23 НК РФ. В частности, налогоплательщики НДПИ обязаны представлять налоговую декларацию начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (ст. 345 НК РФ, письмо ФНС России от 21.08.2020 N СД-4-3/13557@).
Представление иных форм отчетности и сведений НК РФ не установлено.
В то же время следует обратить внимание, что согласно п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях гл. 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых, указанных в подп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ, признаются фактические потери драгоценных металлов по данным обязательного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях, возникающие при совершении комплекса операций по добыче таких металлов в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (абзац 2 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ).
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921.
Согласно абзацу 2 п. 2 Правил недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в десятидневный срок со дня их утверждения (смотрите также письмо Минфина России от 12.10.2020 N 03-06-06-01/89103, письмо Роснедр от 10.02.2015 N ЕК-04-28/1097).
В отношении представления отчетности в иные государственные структуры отметим следующее.
Отношения недропользования на территории РФ регулирует закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона N 2395-1).
Основные права и обязанности пользователя недр установлены ст. 22 Закона N 2395-1. В частности, пользователь недр обязан обеспечить:
- представление геологической информации о недрах в соответствии со ст. 27 Закона N 2395-1 в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов РФ, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения (подп. 4 п. 2 ст. 22 Закона N 2395-1);
- представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов РФ, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики (подп. 5 п. 2 ст. 22 Закона N 2395-1).
Рекомендуем по вопросу уточнения форм отчетности, подлежащих представлению в органы государственной статистики, фонд геологической информации, обратиться непосредственно в указанные структуры.
Кроме того, получить необходимую информацию (о наличии или отсутствии обязанности представления отчетности) в настоящее время можно и на сайтах территориальных органов.
Так, к примеру, для определения перечня форм статистической отчетности, подлежащих сдаче конкретным респондентом, можно воспользоваться специальным сервисом, который выдает перечень таких форм (https://websbor.gks.ru/online/info). Для этого респонденту потребуется указать свой ОКПО, ИНН или ОГРН (ОГРНИП) и ввести защитный код, который будет представлен на странице поиска.
С перечнем нормативных правовых актов в сфере недропользования можно ознакомиться на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Комментарий к закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (коллектив авторов). - Специально для системы ГАРАНТ, 2022 г.;
- О нормативах потерь при добыче полезных ископаемых (А.Г. Снегирев, "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2012 г.);
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.08.2016 N 434 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения" (с изменениями и дополнениями);
- проект приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения" (подготовлен Минприроды России 07.04.2021);
- письмо Федерального агентства по недропользованию от 28.12.2021 N ДД-02-30/21919 "О нарушениях при предоставлении пользователями недр форм государственной отчетности";
- Вопрос: Каков порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чупракова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

7 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.