Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Бюджетное учреждение сдает металлолом, полученный от списания имущества, которое принадлежало учреждению на праве оперативного управления. Доходы от сдачи металлолома полностью перечисляются в доход муниципального бюджета. Возникает ли у учреждения обязанность по уплате налога на прибыль от средств, полученных от сдачи металлолома?

Бюджетное учреждение сдает металлолом, полученный от списания имущества, которое принадлежало учреждению на праве оперативного управления. Доходы от сдачи металлолома полностью перечисляются в доход муниципального бюджета. Возникает ли у учреждения обязанность по уплате налога на прибыль от средств, полученных от сдачи металлолома?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стоимость металлолома, полученного при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, подлежит учету в качестве внереализационного дохода. В расходах учреждение вправе признать затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, а также сумму недоначисленной амортизации, если имущество было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности.
При реализации металлолома выручка признается в составе доходов от реализации прочего имущества. При этом доход может быть уменьшен на стоимость реализованного металлолома.
Перечисленные в муниципальный бюджет средства от реализации металлолома не могут быть учтены в составе расходов учреждения при расчете налога на прибыль.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1, п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Отдельные виды имущества учреждение вправе продать только с согласия собственника данного имущества.
Без согласия собственника учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, включая доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет них имущество, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если такие сделки нельзя отнести к крупным или сделкам с заинтересованностью (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
Согласно п. 3 ст. 41, абзацу третьему ст. 62 БК РФ к неналоговым доходам местных бюджетов не относятся доходы от продажи движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Соответственно, доходы от реализации металлолома не зачисляются в доход местного бюджета, если только нет прямого распоряжения собственника.
Бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций, определяющими налоговую базу по налогу в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ; п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ; письмо Минфина России от 29.04.2019 N 03-03-06/3/34284).
В целях главы 25 Кодекса доходами от приносящей доход деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены ст. 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.
В соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными доходами (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ). Рассматриваемая ситуация к исключениям не относится.
Оценка доходов в виде стоимости полученных материалов проводится исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ) (письмо Минфина России от 30.05.2016 N 03-03-06/1/30913).
Согласно подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ дата получения внереализационных доходов в виде рыночной стоимости материальных запасов, полученных при списании с баланса объектов имущества, определяется на дату Актов о списании имущества (фф. 0504104, 0504105, 0504143) или иных аналогичных документов.
Доход в виде стоимости полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств материалов отражается по строке 102 Приложения N 1 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль организаций, показатель которой учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ).
Также при определении налоговой базы учитывается доход, полученный от реализации металлолома (письмо Минфина России от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798).
Доход от продажи металлолома отражается по строке 014 "выручка от реализации прочего имущества" Приложения N 1 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль организаций (ст. 249 НК РФ).
Во внереализационных расходах учреждение вправе признать затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, если они осуществляются за счет средств от приносящей доход деятельности. Кроме того, доход можно уменьшить на сумму недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Напомним, что в целях налогового учета амортизируются основные средства, приобретенные за счет средств от платной деятельности и используемые для получения дохода. Данные расходы отражаются по строке 204 приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
При продаже металлолома, полученного от ликвидации (списания) основных средств, учреждение вправе уменьшить доход в виде полученной выручки (п. 1 ст. 248 НК РФ) на сумму расхода в виде стоимости реализованных материальных ценностей (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, письма Минфина России от 30.09.2010 N 03-03-06/1/621, от 19.04.2010 N 03-03-06/1/275). Стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 250 НК РФ (абзац второй п. 2 ст. 254 НК РФ). В налоговой декларации эти расходы отражаются по строке 060 Приложения N 2 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль организаций.
Налоговое законодательство не содержит исключения из этого правила для случаев реализации материальных ценностей, полученных при ликвидации (демонтаже, списании) основных средств, созданных (приобретенных) за счет целевых поступлений или средств целевого финансирования. Поэтому при реализации металлолома, полученного при ликвидации (списании) основных средств, стоимость которого была учтена в составе доходов, выручка (доход) может быть уменьшена на стоимость реализованного металлолома.
В рассматриваемом случае доход бюджетного учреждения от реализации металлолома по решению собственника перечисляется в бюджет муниципального образования, что не вполне соответствует положениям бюджетного законодательства (п. 3 ст. 41, ст. 62 БК РФ). Поскольку перечисление средств в доход местного бюджета не направлено на получение дохода учреждением, не является его обязанностью, то уплата этих средств в муниципальный бюджет не может быть признана в расходах (п. 1 ст. 252 НК РФ). Для бюджетного учреждения ключевым критерием признания расходов является их связь с приносящей доход деятельностью (письма Минфина России от 10.11.2021 N 03-03-07/90659, от 18.10.2019 N 03-03-07/80304).
Таким образом, доходы от реализации металлолома могут перечисляться в бюджет по распоряжению учредителя (собственника), но это не освобождает бюджетное учреждение от признания доходов и связанных с ними расходов, а также уплаты налога на прибыль в установленном главой 25 НК РФ порядке. При этом перечисленные в доход муниципального бюджета средства от реализации металлолома не могут учитываться в качестве расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение операций по реализации металлолома и макулатуры (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет операций по реализации металлолома (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Федорова Ирина

Ответ прошел контроль качества

29 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.