В настоящее время распространяется информация о том, что ФНС России в отдельных случаях не будет штрафовать организации/ИП, предоставляющие услуги, реализующие товары и прочее, за отсутствие бумажного чека. Каким нормативно-правовым актом это предусмотрено? Есть ли консультации и разъяснения по данному вопросу? Какая альтернатива бумажному чеку допускается и в чем заключается специфика работы данного механизма?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На сегодняшний день на законодательном уровне мораторий на штрафные санкции за невыдачу кассового чека не установлен. При этом ФНС России проинформировала, что не планирует привлекать пользователей ККТ к ответственности за отсутствие бумажного чека, если расчет зафиксирован на кассе, а чековая лента отсутствует по независящим от них обстоятельствам (временное отсутствие на рынке).
Пользователь ККТ может выдавать (направлять) покупателям электронные кассовые чеки, а также предложить покупателю получать кассовые чеки через сервис "Мои чеки онлайн".
Обоснование вывода:
На сегодняшний день ни Федеральный закон от 22.04.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон о КТ), ни ст. 14.5 КоАП РФ не были изменены так, чтобы приостановить обязанность выдать сформированный бумажный чек покупателю (клиенту), если он не сообщил до момента расчета абонентский номер либо адрес электронной почты (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ, ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Вместе с тем согласно Информации ФНС России от 16 марта 2022 года налоговая служба не планирует привлекать пользователей ККТ к ответственности за отсутствие бумажного чека, если расчет зафиксирован на кассе, а чековая лента отсутствует по независящим от них обстоятельствам (временное отсутствие на рынке). В данном случае это объективное обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины.
Однако в течение какого времени будет действовать указанное послабление или как подтвердить объективные обстоятельства отсутствия чековой ленты, ФНС не разъясняет. Полагаем, что не лишним будет сохранить переписку с поставщиками и/или запросы на поставку чековой ленты с отказами поставщиков (иные подобные подтверждения) для доказательства отсутствия вины пользователя ККТ в случае невыдачи бумажных кассовых чеков из-за отсутствия кассовой ленты.
Минимизировать расходы на приобретение кассовой ленты, а также избежать ответственности за невыдачу бумажного чека, пользователи онлайн-касс могут, направляя покупателям электронные чеки (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ). В таких случаях обязательно согласие покупателя на формирование такого чека, который направляется на номер телефона или адрес электронной почты. В случае предоставления покупателем до момента расчета мобильного номера либо адреса электронной почты кассир отправляет чек в электронной форме на указанный телефон или адрес (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ). Кассир вправе послать покупателю не сам чек, а сведения о нем в электронной форме и название сайта, где такой чек можно бесплатно получить (п. 3 ст. 1.2 Закона о ККТ, письма Минфина России от 09.02.2022 N 30-01-15/8660, от 12.10.2017 N 03-01-15/66784, от 29.09.2017 N 03-01-15/63634). Зачастую эту функцию выполняют операторы фискальных данных (ОФД). Кассиру остается только узнать и ввести при оформлении платежа номер телефона или e-mail клиента.
Кроме того, кассовый чек считается выданным путем отражения QR-кода на дисплее компьютерного устройства пользователя ККТ, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек. Структура данных QR-кода должна включать в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (п. 3.1 ст. 1.2 Закона о ККТ).
Также бумажный чек может не потребоваться в случае согласия покупателя на их получение через сервис "Мои чеки онлайн" (https://lkdr.nalog.ru/login) и при указании в чеках его номера телефона или адреса электронной почты. В этом случае чеки в электронном виде можно дополнительно не направлять покупателю, они автоматически будут загружаться в сервис. Сервис "Мои чеки онлайн" запущен ФНС России в 2021 году. Он предоставляет для покупателей возможность хранить электронные чеки в одном месте, а также получать различные бонусы от партнеров проекта за предоставление им доступа к чекам.
При отказе покупателя предоставить информацию о своем номере телефона или адресе электронной почты пользователь ККТ обязан распечатать и выдать кассовый чек (письмо Федеральной налоговой службы от 24.03.2022 N АБ-3-20/2677@).
Пользователь ККТ при наличии технической возможности в целях экономии ленты может уменьшить размер кассового чека, главное при этом оставить все обязательные реквизиты. Пункт. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ и принятые подзаконные акты не устанавливают требований непосредственно к размеру шрифта или величине чека (п. 8 ст. 4.7 Закона о ККТ).
В общем случае при формировании пользователем кассового чека на бумажном носителе уполномоченный орган вправе определять реквизиты кассового чека, которые могут не указываться на таком кассовом чеке (п. 1.1 ст. 4.7 Закона о ККТ). Если обратиться к приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@, то им предусмотрен минимальный размер двумерного штрихового кода QR-код Model 2 - 20 х 20 мм. И в печатной форме этот реквизит обязателен, но может не печататься на кассовом чеке коррекции (таблица 20 п. 28, таблица 27 п. 35, таблица 44 п. 58 приложения N 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ - для ФФД 1,05).
На бумажном чеке могут, например, не указываться: применяемая система налогообложения, адрес сайта ФНС (таблица 20 п. 28 приложения N 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@, смотрите также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 N 13АП-33710/2021 по делу N А56-59552/2021).
К сведению:
На сайте ФНС России в сервисе "Меры поддержки" https://www.nalog.gov.ru/rn77/anticrisis2022/ мораторий на проверки применения ККТ не указан.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
4 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.