Российская организация планирует продать право на доменное имя иностранной компании, которая является резидентом Республики Кипр. В законодательстве РФ нет определенной правовой классификации доменных имен. Доменное имя не отнесено действующим законодательством РФ ни к объектам гражданских прав, определение которых дано в ст. 128 Гражданского кодекса РФ, ни к вещным правам (п. 1 ст. 216 ГК РФ) и не является объектом интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Из положений п. 15 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" следует, что доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет. Фактически в реестре доменных имен происходит уступка права администрирования. Таким образом, продажа домена не будет являться передачей исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, то есть не будет являться операцией, подпадающей под действие подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и поэтому бы возник НДС, если бы продажа была между российскими компания. Но в рассматриваемом случае российская организация продает доменное имя нерезиденту, поэтому НДС не возникает, та как местом реализации признается место нахождения покупателя (подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Облагается ли НДС в России продажа доменного имени российской организацией нерезиденту?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Рекомендуем в анализируемой ситуации во избежание возникновения налоговых рисков местом реализации имущественных прав признать территорию РФ как место нахождения исполнителя. В этом случае выручка от сделки будет облагаться НДС в России.
Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.
Обоснование позиции:
Доменное имя представляет собой знаковое обозначение адресации запросов в сети Интернет, зарегистрированное в установленном порядке.
В настоящее время порядок предоставления и использования доменных имен в Российской Федерации не урегулирован законодательно. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в РФ с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Для саморегулирования в этой сфере была создана некоммерческая организация "Координационный центр национального домена сети Интернет", которая разработала и утвердила правила регистрации доменных имен в российском сегменте сети Интернет.
В настоящее время понятие доменного имени в законодательстве окончательно не урегулировано.
ГК РФ не признает доменное имя самостоятельным средством индивидуализации, однако упоминает о существовании такового. В частности, согласно подп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ доменное имя - это способ размещения товарного знака в сети Интернет. То же относится к размещению географического указания (подп. 4 п. 2 ст. 1519 ГК РФ).
В то же время ст. 128 ГК РФ относит к иному имуществу в том числе имущественные права, в частности цифровые права. В соответствии со ст. 141.1 ГК РФ цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.
Данное выше определение было бы вполне применимо к доменному имени, если бы право на доменное имя упоминалось бы в каком-либо законе. Однако пока это условие не выполняется.
В письме Минфина России от 27.11.2020 N 03-04-07/103754 доходы от продажи доменного имени отнесены к доходам от продажи имущественных прав. Письмом ФНС России от 01.12.2020 N БС-4-11/19761@ данное письмо направлено для сведения и использования в работе.
Суды считают, что право на использование доменного имени может быть квалифицировано как имущественное право (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 N Ф06-5241/11).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 6579/04 указано, что налогоплательщик по договору с иностранной компанией передал все исключительные и неисключительные права на нематериальные активы - доменные имена, собственное программное обеспечение и заявил применение ставки по НДС 0% как при экспорте товаров (компакт-дисков).
Полагаем, что с учетом вышеизложенного наиболее безопасным будет считать доменные имена разновидностью интеллектуальных прав. Тогда их продажу можно рассматривать как реализацию имущественных прав.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Таким образом, реализация имущественных прав признается объектом налогообложения НДС. При этом в подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ не говорится о том, что объект налогообложения возникает при реализации имущественных прав на территории РФ. Вместе с тем из разъяснений Минфина России следует, что объект налогообложения НДС возникает при реализации имущественных прав именно на территории России (смотрите письма Минфина России от 07.02.2013 N 03-07-08/2773, от 16.10.2012 N 03-07-05/45).
Правила, в соответствии с которыми местом реализации в целях обложения НДС признается территория РФ, установлены:
- в отношении товаров - в ст. 147 НК РФ;
- в отношении работ (услуг) - в ст. 148 НК РФ.
При этом порядок определения места реализации имущественных прав в главе 21 НК РФ не регламентирован.
Представители финансового ведомства разъясняют, что операции по реализации имущественных прав в рассматриваемом контексте следует относить к услугам. Следовательно, при определении места реализации имущественных прав в целях НДС необходимо руководствоваться ст. 148 НК РФ (письма Минфина России от 16.04.2013 N 03-07-08/12867, от 07.02.2013 N 03-07-08/2773, от 18.06.2012 N 03-07-08/154, от 19.04.2011 N 03-07-08/116, от 18.03.2011 N 03-07-08/75, от 17.02.2011 N 03-07-08/51 и др.).
По общему правилу местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность лица, которое оказывает эти услуги, осуществляется на территории РФ (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Исключением из общего правила определения места реализации услуг являются ситуации, перечисленные в подпунктах 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ. В частности, при передаче и предоставлении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности применяются нормы третьего абзаца подп. 4 п. 1 ст. 148 и подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ (письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@). Согласно этой норме местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ, а если покупатель данных услуг осуществляет указанную деятельность на территории иностранного государства, местом реализации таких услуг территория РФ не признается. Аналогичное правило применяется при оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (в данном пункте говорится об оказании иностранными организациями услуг в электронной форме).
Однако операции по передаче других видов имущественных прав (например, передача имущественных прав на получение клиентами российской организации бонусов от авиакомпании, уступка прав требования, уступка прав требования по кредитному договору) не поименованы в подпунктах 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Следовательно, при их передаче необходимо руководствоваться подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ и определять место реализации по месту нахождения исполнителя. В письме Минфина России от 17.10.2013 N 03-07-15/43359 такие разъяснения приведены в отношении операций по передаче прав на объекты долевого строительства, арендных прав, при уступке денежного требования, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в российском налоговом органе и не имеющей представительства в РФ.
В анализируемой ситуации уступку права на администрирование домена (обычно называемую продажей доменного имени), по нашему мнению, трудно отнести к реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав. Скорее такую продажу можно отнести к операциям по передаче других видов имущественных прав, которые облагаются НДС по месту нахождения исполнителя (продавца).
В связи с этим полагаем, что во избежание возникновения налоговых рисков местом реализации имущественных прав в рассматриваемой ситуации лучше признать территорию РФ как место нахождения исполнителя. В этом случае выручка от сделки будет облагаться НДС в России.
Противоположная позиция может привести в возникновению разногласий с налоговыми органами. В этом случае свои интересы российской организации придется отстаивать в суде.
Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Место реализации имущественных прав для целей НДС;
- Вопрос: Организация (ООО) реализует принадлежащее ей доменное имя другой организации на основании договора купли-продажи права на доменное имя и всего комплекса имущественных прав, связанных с ним. Продавец является администратором. Доменное имя зарегистрировано на организацию в течение около 10 лет, ежегодно перерегистрируется, учет платы за перерегистрацию происходит с использованием счета 97 "Расходы будущих периодов". В налоговом учете расходы по ежегодной регистрации признаются в расходах равномерно в течение действия договора. Доменное имя не входит в состав интернет-сайта. Как данная сделка отражается в бухгалтерском и налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2012 г.)
- Лосева Е.С. Истина где-то рядом: в поисках правовой природы доменных имен // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет: Ежегодник. Вып. 2 (отв. ред. Е.Г. Афанасьева). - РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения; Каф. предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019 г.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
22 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.