Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В соответствии с пунктом 7.1 решения Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" от ввозной таможенной пошлины освобождаются: "7.1.11. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного пользования на территории государства-члена в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства". Практика применения данного пункта в РФ отсутствует. Ранее таможенное законодательство содержало норму, согласно которой от таможенной пошлины освобождалось оборудование, аналоги которого не производятся в России. 1. Что должен содержать инвестиционный проект? Каким ведомством должен быть утвержден инвестиционный проект, чтобы можно было применить данную льготу? 2. Какие секторы экономики являются приоритетными в РФ? 3. Если организация ввозит на таможенную территорию РФ технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, будет ли оно освобождаться от ввозной таможенной пошлины и НДС (страна производитель - Китай, ввозимое оборудование будет использоваться исключительно на территории Московской области)?

В соответствии с пунктом 7.1 решения Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" от ввозной таможенной пошлины освобождаются: "7.1.11. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного пользования на территории государства-члена в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства". Практика применения данного пункта в РФ отсутствует. Ранее таможенное законодательство содержало норму, согласно которой от таможенной пошлины освобождалось оборудование, аналоги которого не производятся в России. 1. Что должен содержать инвестиционный проект? Каким ведомством должен быть утвержден инвестиционный проект, чтобы можно было применить данную льготу? 2. Какие секторы экономики являются приоритетными в РФ? 3. Если организация ввозит на таможенную территорию РФ технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, будет ли оно освобождаться от ввозной таможенной пошлины и НДС (страна производитель - Китай, ввозимое оборудование будет использоваться исключительно на территории Московской области)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Необходимо отдельно рассматривать вопрос освобождения от уплаты таможенных пошлин (ставки/тарифы которых и условия освобождения устанавливаются таможенным законодательством ЕАЭС) и НДС (ставки, условия освобождения от налогообложения устанавливаются налоговым законодательством России) при ввозе оборудования.
1. Так, условия применения льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе оборудования в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта должны быть установлены решением Евразийской экономической комиссии. Пока они не будут установлены - применяется национальное законодательство стран - членов ЕАЭС.
Однако в России такие правила не установлены и каких-либо планов по их рассмотрению и разработке не обнаружено.
При этом таможенные органы РФ в целях обоснования применения рассматриваемой льготы при ввозе оборудования могут требовать перечень инвестиционных проектов, перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления). В то время как порядок составления таких перечней не установлен.
При этом законодательством РФ, субъектов РФ предусмотрено формирование перечней приоритетных инвестиционных проектов, однако они не могут быть использованы для применения рассматриваемой льготы, т.к. такие перечни должны содержать в т.ч. информацию о необходимых видах оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (с указанием ТН ВЭД), требуемых для ввоза на территорию РФ в целях реализации проекта.
Также отметим, что условия, при которых инвестиционный проект считается приоритетным, не обнаружено.
Поэтому можно прийти к выводу, что до утверждения решения Совета Евразийской экономической комиссии о применении тарифной льготы, установленной пунктом 7.1.11 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, такая льгота не действует для российских организаций и ИП.
2. Для целей освобождения от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования его наименование и код ТН ВЭД должны быть указаны в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372. В противном случае при ввозе оборудования освобождение от уплаты НДС не применяется.

Обоснование позиции:

НДС

В общем случае ввоз товара (в данном случае оборудования) облагается по ставке 20% (п. 5 ст. 164 НК РФ). Закрытый список товаров, ввоз которых вообще не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС, приведен в ст. 150 НК РФ.
Так, пунктом 7 ст. 150 НК РФ установлена льгота по НДС при ввозе технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (далее - Перечень).
Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ и ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372 (далее - Перечень).
Отметим, что в данном пункте не установлено иных условий и требований, кроме указания технологического оборудования (наименования и кода ТН ВЭД) в Перечне.
Таким образом, если наименование и код ТН ВЭД ввозимого оборудования указаны в Перечне, то НДС не начисляется.
В противном случае организации придется уплатить НДС по ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Для включения технологического оборудования в Перечень заинтересованная организация может направить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) заявление о включении технологического оборудования в Перечень в Порядке, установленном приказом Минпромторга РФ от 04.05.2016 N 1424.
Формирование предложений о внесении изменений в Перечень с целью включения технологического оборудования осуществляется на основании:
- заключения Минпромторга России об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, выданного в соответствии с Правилами отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1135, на основании акта экспертизы определения отличий параметров продукции от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции (осуществляется на платной основе);
- копии предварительного решения о классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, выданного таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза.

Тарифные льготы

В соответствии со статьями 42, 43 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) на таможенной территории Евразийского экономического союза применяется Единый таможенный тариф в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, а также единый порядок применения тарифных льгот.
При этом вопросы установления тарифных льгот (в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины) отнесены к компетенции наднационального органа - Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК).
Так, п. 7.1.11 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (Далее - Решение N 130) установлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства - члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза.
Указанная тарифная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся (либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве) в государствах-членах или если производимые в государствах-членах сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.
ЕЭК должна составлять на основании предложений государства-члена:
- перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная тарифная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
- перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления).
На указанные перечни таможенные органы ЕАЭС, в т.ч. и России, ориентируются при проверке правильности предоставления освобождений от уплаты таможенных платежей.
Так, в п. 11 Приложения к приказу ФТС от 26.05.2010 N 1022 Перечень международных соглашений, которыми предусмотрено освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении международных организаций для рассматриваемой льготы указано, что дополнительными документами, необходимыми при таможенном декларировании для предоставления льгот по уплате таможенных платежей являются составленные Комиссией Таможенного союза перечень инвестиционных проектов, перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления).
Однако, как мы поняли, такие перечни инвестиционных проектов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, необходимых для применения п. 7.1.11 Решения N 130 для применения российскими импортерами еще не составлялись.
Отметим, что согласно п. 3 решения Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза" (далее - Решение N 728) рассматриваемая тарифная льгота применяется в порядке, действующем в государстве - члене Таможенного союза - до установления Комиссией Таможенного союза порядка применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении категорий товаров, определенных п. 7.1.11 Решения N 130.
Такой порядок пока находится на стадии проекта*(1). Смотрите Распоряжение Коллегии ЕЭК от 21.08.2018 N 131 "О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии "О применении тарифной льготы, установленной подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, и внесении изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728".
Предполагается, что до вступления в силу такого порядка государства - члены Евразийского экономического союза должны буду предоставить в ЕЭК сведения об инвестиционных проектах, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) государства-члена в соответствии с его законодательством, а также о технологическом оборудовании, комплектующих и запасных частях к нему, сырье и материалах, ввозимых (ввезенных) для исключительного использования на территории государства-члена в рамках реализации таких инвестиционных проектов, договоры (контракты, соглашения, решения правительства) для реализации которых заключены (приняты) до вступления в силу настоящего Решения и продолжают свое действие после его вступления в силу.
И такие сведения должны предоставляться в ЕЭК ежеквартально до конца реализации соответствующего инвестиционного проекта.
Отметим, что до окончания инвестиционного проекте ввезенное с применением тарифных льгот оборудование будет считаться условно выпущенным и может использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (об условиях предоставления льготы смотрите, например, в п. 12 Проекта).
Таким образом, если порядок применения п. 7.1.11 Решения N 130 будет установлен, то условия предоставления тарифной льготы будут считаться соблюденными при ввозе оборудования при условии, что инвестиционный проект, в рамках реализации которого оборудование ввозится, включен в реестр инвестиционных проектов.
До утверждения порядка применения п. 7.1.11 Решения N 130 тарифная льгота, предусмотренная п. 7.1.11 Решения N 130, применяется в порядке, действующем в государстве - члене Таможенного союза, в данном случае в России.
Однако законодательством Российской Федерации правила применения тарифной льготы в отношении товаров, указанных в данном подпункте, не установлены (о чем упомянуто в Решении Большой коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 10 июля 2013 г. (Дело N 1-6/1-2013))*(2).

К сведению:
Что касается условий для признания ввезенного оборудования как необходимого для осуществления инвестиционного проекта, то отдельных нормативных актов именно для применения п. 7.1.11 Решения N 130 нет.
В Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации дано определение понятию "приоритетный инвестиционный проект". Это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (ст. 1 Закона N 39-ФЗ).
Однако конкретных условий присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного не обнаружено.
В перечень приоритетных инвестиционных проектов сферы ведения Минпромторга России включены крупные проекты*(3). Например, в Московской области упоминается только один проект (Разработка, проектирование и строительство высокотехнологичного научно-производственного комплекса Бета по производству медицинской техники для каскадной фильтрации плазмы крови и других методов экстракорпоральной гемокоррекции (резидент ОЭЗ технико-внедренческого типа Дубна).
Однако перечни инвестиционных проектов формируются и властями субъектов РФ. Например, органы государственной власти Московской области также должны формировать перечни инвестиционных проектов, реализуемых и предполагаемых к реализации на территории Московской области, в том числе с участием Московской области, а также размещать сведения о нормативных правовых актах, регулирующих инвестиционную деятельность в Московской области (ст. 15 закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области"). Смотрите перечень НПА на сайте: https://mii.mosreg.ru/dokumenty/investicii/investicionnoe-zakonodatels.
Порядок заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области утвержден постановлением правительства Московской области от 03.09.2015 N 757/24. В данном порядке упоминаются также и приоритетные инвестиционные проекты (соглашения о реализации которых заключаются Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области).
В любом случае должен быть принят отдельный порядок признания технологического оборудования, материалов и сырья как необходимые для выполнения инвестиционного проекта, поэтому в настоящее время невозможно определить требования к инвестиционному проекту.
Высказанная позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

10 января 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Принятие порядка применения тарифной льготы в отношении товаров, ввозимых для реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности (секторах экономики) запланировано на 2021-2023 гг. (смотрите п. 2.1.2 Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, приведенного на сайте: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/dobd/strategy-2025/Pages/default.aspx.
*(2) При этом регулирование порядка применения рассматриваемой льготы отсутствует уже давно. Однако не обнаружено какой-либо судебной практики или разъяснений компетентных органов по вопросам, связанным с возможностью применения подп. 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 без установленного национальным законодательством порядка.
Смотрите материал: Правовое регулирование льгот по уплате таможенных платежей в Таможенном союзе ЕврАзЭС (М.Г. Енадарова, "Законы России: опыт, анализ, практика", N 4, апрель 2014 г.): При анализе нормативных положений в части правового регулирования льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в Российской Федерации можно сделать вывод о наличии пробелов в таможенном законодательстве ТС, а одной из причин появления пробелов можно выделить бездействие нормотворческих органов как на уровне ТС, так и в Российской Федерации. Например, в соответствии с п. 7.1.11 Решения Комиссии ТС от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" от ввозной таможенной пошлины освобождаются технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника ТС в соответствии с законодательством этого государства.
Однако в Российской Федерации указанный порядок никак не урегулирован: норма, предоставляющая льготы, имеется, а механизм ее реализации отсутствует.
*(3) https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Perechen_prioritetnykh_investitsionnykh_proektov.pdf.