Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация осуществляет импорт и оптовую торговлю алкогольной продукцией на территории РФ на основании соответствующей лицензии. Должна ли организация при осуществлении импорта алкогольной продукции уплачивать экологический сбор? Должна ли организация представлять следующие документы: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров; расчет суммы экологического сбора; отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров? Какая ответственность предусмотрена в случае непредставления данных документов?

Организация осуществляет импорт и оптовую торговлю алкогольной продукцией на территории РФ на основании соответствующей лицензии. Должна ли организация при осуществлении импорта алкогольной продукции уплачивать экологический сбор? Должна ли организация представлять следующие документы: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров; расчет суммы экологического сбора; отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров? Какая ответственность предусмотрена в случае непредставления данных документов?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Импортер товара в стеклянной упаковке (первичная, потребительская упаковка), а также в транспортной упаковке, виды которой указаны в Перечне N 3721-р (картон, пластик), обязан обеспечивать установленный норматив утилизации отходов от использования этого товара, включая упаковку. Обязанность возникает с момента первичной реализации ввезенного товара на территории РФ. Если самостоятельно норматив утилизации не будет выполнен, импортер должен уплатить экологический сбор.
При исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять Расчет суммы экологического сбора, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов и Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров.

Обоснование вывода:
Статьями 24.2-24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) регулируются правоотношения, в основе которых предусмотрена обязанность производителей, импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров, включая упаковку*(1).
Перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и Перечень упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты ею потребительских свойств, установлены распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год установлены распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р.
В указанный Перечень (для рассматриваемого случая применяется Перечень упаковки товаров (далее - Перечень N 3721-р)) включена стеклянная упаковка, картон, пластик.
В ТР ТС "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) упоминается упаковка стеклянная для пищевой и парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии, лакокрасочных материалов (бутылки, банки, флаконы, ампулы, баллоны).
В отношении упаковки обязанность по утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Таким образом, обязанность по утилизации упаковки лежит на производителе или импортере товаров в этой упаковке независимо от того, входят ли в утвержденный Правительством РФ перечень сами товары (определение ВС РФ от 05.03.2019 N 310-ЭС19-875 по делу NА23-9856/2017)*(2).
Если эта обязанность по утилизации не была исполнена самостоятельно или была исполнена, но нормативы утилизации не были достигнуты*(3), то производители, импортеры таких товаров (включая упаковку) обязаны уплатить экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ.
При этом организации необходимо выполнять нормативы утилизации всех видов упаковки - как потребительской (стекло), так и транспортной, если ввозимая и реализуемая далее на территории РФ продукция упакована в транспортную упаковку, изготовленную из материалов, указанных в Перечне N 3721-р.
Обращаем внимание, что исходя из п. 1.2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров не с момента ввоза товаров (в упаковке) на территорию РФ, а с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации.
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства, упаковки такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в процентах от массы упаковки.

Определение веса упаковки

При этом нормативы утилизации рассчитываются исходя из веса товара и (или) упаковки в килограммах (смотрите порядок заполнения декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утверждена постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (утверждена постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010)).
Отметим, что ФТС России ежегодно в I квартале года, следующего за отчетным, предоставляет Федеральной службе по надзору в сфере природопользования информацию о товарах, включая упаковку, которые ввозятся на территорию РФ (по форме, предусмотренной приложениями N 6 и 7 к Правилам создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1520). Полагаем, что эта информация может быть передана только в отношении видов упаковки и веса транспортной упаковки (исходя из Инструкции по заполнению таможенных деклараций и форм таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257*(4)).
Импортеры товаров включают в декларацию и отчетность о выполнении нормативов утилизации информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании таможенных документов и на основании товаросопроводительных документов. При этом правила определения веса упаковки не установлены (учитывая, что в первичных бухгалтерских документах, транспортных и иных документах информация по чистому весу товара, видам и весу первичной упаковки отсутствует).
И если вес транспортной упаковки, в которой товар реализуется на территории РФ, можно определить (разница между весом брутто и нетто), то вес потребительской упаковки необходимо определять самостоятельно (например, оформить акт комиссии из сотрудников организации, в котором установить, что вес потребительской упаковки на единицу продукции составляет определенный процент).
Разъяснения, касающиеся порядка определения импортером или производителем веса первичной упаковки, не обнаружены.

Отчетность

Импортеры товаров и упаковки товаров, указанных в Перечне, обязаны ежегодно (до 1 апреля, следующего за отчетным) представлять в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (пп. 16 и 17 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ):
1) декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, согласно Положению N 1417 (далее - Декларация и Положение N 1417);
2) отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов (исходя из веса товаров, упаковки товаров, указанных в Декларации) в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010, далее - Отчетность и Правила N 2010).
А также (если организация не будет самостоятельно выполнять норматив утилизации) представлять Расчет суммы экологического сбора (далее - Расчет) и уплачивать экологический сбор - в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Форма Расчета утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488.
Отчетным периодом является календарный год (п. 9 Положения N 1417, п. 10 Правил N 2010).
Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров сдается, если организация самостоятельно выполняет норматив утилизации путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров.
В соответствии с примечанием 2 формы Декларации в нее включаются товары, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
Согласно примечанию 7 к форме Отчетности графа "количество товаров/упаковки, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в году, предшествующем отчетному, в отношении которых возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации" заполняется на основе информации, полученной из Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду.
То есть при подаче Декларации за отчетный 2021 год (представляемой до 01.04.2022), в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2020 года.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2021 год (представляется до 01.04.2022) составляется на основе данных Декларации за отчетный 2021 год о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, с применением нормативов утилизации, утвержденных на 2021 год распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р (смотрите также письмо РПН от 19.03.2021 N АА-10-03-34/8125).
Расчет суммы экологического сбора за отчетный 2021 год формируется на основе данных Декларации и Отчетности о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2021 год и применении нормативов утилизации на 2021 год и ставки экологического сбора, утвержденной постановлением правительством Российской Федерации от 09.04.2016 N 284, и представляется до 15.04.2022.
В 2022 году до 15 апреля необходимо уплатить экологический сбор за товар, ввезенный в 2020 году, если указанный в Отчетности за 2021 год норматив не будет выполнен.
Вышеуказанные документы представляются в РПН в форме электронного документа в личном кабинете природопользователя (https://lk.rpn.gov.ru).
Импортеры товаров представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
В силу положений п. 17 Положения N 1417, п. 28 Правил N 2010 в случае непредставления Декларации и Отчетности в установленные сроки Росприроднадзор (его территориальный орган) направляют производителю, импортеру товаров требование о необходимости представления этих документов.

Административная ответственность и срок давности

Установлена ответственность за:
- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ);
- нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (непредставление или несвоевременное представление - ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ; представление в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, - ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
- неуплату экологического сбора (ст. 8.41.1 КоАП РФ).
Так, непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации за предыдущий календарный год влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;
- на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
За неуплату экологического сбора предусмотрен штраф для должностных лиц от 5 до 7 тыс. руб., для ИП - 250 тыс. руб., для организаций - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора, но не менее пятисот тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данным статьям составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Правонарушение в виде нарушения порядка представления Отчетности или Деклараций с установленным сроком представления не является длящимся (абзац 3 п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2018 г. по делу N 12-55/2018).
Исходя из п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. По нашему мнению, истек срок давности привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, за непредставление Декларации и Отчетности за отчетный 2020 год (представляется в отношении упаковки товара, ввезенного в 2019 году).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Экологический сбор;
- информация Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Расширенная ответственность производителя".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

9 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу пп. 4, 4.1 и 5 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров одним или несколькими путями:
- путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров;
- путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов);
- путем заключения договора с российским экологическим оператором или ассоциацией, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее - оператор, ассоциация). На основании такого договора организация поручает оператору, ассоциации обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
В случае заключения договора с лицами, указанными выше, выполнение нормативов утилизации подтверждается договорами, предусмотренными пп. 4 и 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, и актами утилизации отходов от использования товаров в соответствии с п. 16 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ (смотрите также письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 сентября 2021 г. N АА-10-03-34/32761).
При этом норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
В рассматриваемом случае организация может самостоятельно обеспечить выполнение нормативов утилизации упаковки, аналогичной той, в которой ввозится алкогольная продукция (например, стекло, картон, тара деревянная). Перечень N 3721-р содержит столбец "Категория упаковки товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования" с порядковыми номерами, присвоенными к группам товаров.
*(2) При этом в случае если готовые товары, упаковка товаров импортируются не в целях реализации потребителям, а для собственных нужд, то в отношении таких готовых товаров, упаковки товаров импортеры ответственности в части уплаты экологического сбора и представления соответствующих форм отчетности не несут (письмо Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380).
*(3) В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
*(4) В частности, сведения о характеристиках товаров содержатся в графах 31 "Грузовые места и описание товаров", 33 "Код товара", 35 "Вес брутто (кг)" и 38 "Вес нетто (кг)" декларации на товары (далее - ДТ). При этом правила заполнения данных граф ДТ находятся во взаимосвязи друг с другом.