Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация занимается грузоперевозками (код по ОКВЭД 49.41), приобретает ГСМ для транспорта (большегрузы). Какие нормы расхода ГСМ в 2021 году организация может применять для исчисления налога на прибыль? Обязана ли она применять нормы, установленные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р?

Организация занимается грузоперевозками (код по ОКВЭД 49.41), приобретает ГСМ для транспорта (большегрузы). Какие нормы расхода ГСМ в 2021 году организация может применять для исчисления налога на прибыль? Обязана ли она применять нормы, установленные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р?

В настоящее время действуют методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).
В пункте 1 этих рекомендаций сказано, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
В отношении обязательности применения Методических рекомендаций организациями встречаются различные позиции:
- применение Методических рекомендаций по вопросам расчета норм расхода топлива является обязательным (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009, Шестого ААС от 01.04.2010 N 06АП-838/2010);
- Методические рекомендации носят рекомендательный характер (постановление АС Уральского округа от 31.07.2020 N Ф09-3748/20, ФАС Уральского округа от 20.02.2008 N Ф09-514/08-С2, постановление Шестнадцатого ААС от 20.04.2012 N 16АП-2593/09).
Отметим, что найденная судебная практика не связана с установлением норм автотранспортными предприятиями (грузоперевозчиками).
Имеются многочисленные разъяснения уполномоченных органов о том, что НК РФ не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль. При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-07/92049, от 26.09.2019 N 03-03-07/74189, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875 и др.).
Однако во всех разъяснениях говорится о служебном автомобиле, а понятие служебный транспорт и его состав действующим законодательством не определен. Нельзя безоговорочно утверждать, входит ли в состав служебного транспорт, предназначенный для грузоперевозок, и применимы ли именно к нему разъяснения чиновников. Официальных разъяснений, данных налогоплательщикам - автотранспортным предприятиям, нами не обнаружено.
По нашему мнению, если организация занимается автотранспортными перевозками и это ее основной вид деятельности, она должна применять нормы, установленные Методическими рекомендациями. Такое мнение выражается и специалистами финансового ведомства (смотрите Вопрос: Распоряжением Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р внесены изменения в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации). В связи с этим снова на повестке дня вопрос о том, должны ли "упрощенцы" руководствоваться данными нормами или они могут применять свои нормы списания ГСМ. Могут ли "упрощенцы" вообще не нормировать затраты на ГСМ, а списывать их по факту? (журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.)).
Согласно п. 4 Методических рекомендаций нормы расхода топлив могут устанавливаться организацией для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств на основании их классификации и назначения.
Для автомобилей установлены следующие виды норм: базовая, транспортная, эксплуатационная.
Для каждого типа автомобилей Методическими рекомендациями установлены формулы. Расчет норматива расхода топлива для грузовых бортовых автомобилей, тягачей производится по формулам пунктов 9, 10 и 12 Методических рекомендаций.
В п. 5 Методических рекомендаций перечислены условия, при которых нормы расхода топлив повышаются.
Пунктом 6 Методических рекомендаций определено, что по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Постановление Восьмого ААС от 28.12.2020 N 08АП-12564/20 по делу N А70-6888/2019;
- Вопрос: Организация использует ГСМ (топливо, технические масла) для служебного транспорта, находится на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". В организации имеется большой парк автомобилей, используемых для перевозки грузов, а также в деятельности, связанной с управлением. Как организовать учет расходов ГСМ по всему транспорту и нужно ли применять п. 5 ст. 254 НК РФ? Вправе ли организация стоимость ГСМ, предназначенных для автотранспорта, списывать в расходы при УСН сразу после оплаты и оприходования (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.);
- Вопрос: На балансе организации числятся грузовые автомобили, базовой нормы расхода топлива которых нет в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Можно ли применять в данном случае норму расхода топлива в целях налогообложения прибыли из технических характеристик автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.);
- О нормах расхода ГСМ на автотранспорте в учреждениях Минюста (Е. Соболева, журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.) (в частности, раздел Грузовые бортовые автомобили, тягачи).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

14 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.