Новости и аналитика Правовые консультации Военная служба Должны ли проходить военную службу по призыву граждане Туркменистана, Белоруссии, Казахстана в возрасте 27-30 лет, получившие российское гражданство и проходившие службу в странах первого гражданства, после увеличения призывного возраста?

Должны ли проходить военную службу по призыву граждане Туркменистана, Белоруссии, Казахстана в возрасте 27-30 лет, получившие российское гражданство и проходившие службу в странах первого гражданства, после увеличения призывного возраста?

Должны ли проходить военную службу по призыву граждане Туркменистана, Белоруссии, Казахстана в возрасте 27-30 лет, получившие российское гражданство и проходившие службу в странах первого гражданства, после увеличения призывного возраста?

Призыв на военную службу является формой реализации гражданами обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", далее - Закон N 53-ФЗ).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22, ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ;

- проходящих военную службу;

- женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

- постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (смотрите также п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, далее - Положение)).

В силу п. 2 ст. 9 Закона N 53-ФЗ первоначальная постановка на воинский учет граждан, указанных в данном пункте, в том числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года. Аналогичные положения предусматривает п. 34 Положения, конкретизируя также, что заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет по рассмотрению вопроса о первоначальной постановке этих граждан на воинский учет после 31 марта проводится, как правило, не реже 2 раз в месяц.

При этом абзац 4 ст. 10 Закона N 53-ФЗ накладывает на лиц, получивших гражданство Российской Федерации, обязанность явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат или в недельный срок подать заявление через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Таким образом, лицо, получившее гражданство Российской Федерации, должно встать на воинский учет в течение двух недель.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство или множественное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации вне зависимости от места его проживания, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу подп. "г" ч. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, в случае получения гражданства до достижения предельного призывного возраста, лица, получившие гражданство Российской Федерации, подлежат призыву на общих основаниях. Исключение составляют граждане стран, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (подп. "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ). В настоящее время такой договор заключен с Республикой Таджикистан (Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.), смотрите п. 4 ст. 3); также подписаны соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 27 сентября 2022 г., смотрите ст. 5) и соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства (Цхинвал, 20 сентября 2021 г., смотрите ст. 5) (данные документы не вступили в силу).

Ранее действовало соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.), ст. 5 которого предусматривала, что лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне. Однако согласно официальному сообщению МИД России от 18 мая 2015 г. действие настоящего Соглашения прекращено с 18 мая 2015 г.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказываемой по различным вопросам, положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом во взаимосвязи с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его ограничений (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3) подразумевают возможность для участников правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановления от 20 июля 2011 года N 20-П и от 2 июля 2020 года N 32-П). Это продиктовано, кроме прочего, принципом поддержания доверия к закону и действиям государства (преамбула, статьи 19 и 75 1 Конституции Российской Федерации), который вытекает из требований юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они предполагают не только правовую определенность, но и предсказуемость правового регулирования. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 25 июня 2015 года N 17-П, от 19 апреля 2018 года N 16-П, от 20 июля 2018 года N 34-П, от 28 февраля 2019 года N 13-П, от 12 марта 2021 года N 6-П и др.).

Таким образом, последствия отмены данного соглашения не могут затрагивать права граждан, прошедших военную службу в период действия данного соглашения.

На этом основании суды приходят к выводу, что необходимость прохождения гражданами Туркменистана, получившим гражданство Российской Федерации, зависит от времени прохождения военной службы в Туркменистане. В случае прохождения таковой до прекращения действия Соглашения (до 18 мая 2015 г.) гражданин не подлежит призыву на военную службу в Российской Федерации; в случае же ее прохождения после указанной даты гражданин подлежит призыву на общих основаниях (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Тверского областного суда от 12 октября 2022 г. по делу N 33а-3960/2022, решение Домодедовского городского суда Московской области от 14 сентября 2022 г. по делу N 2а-3704/2022).

Также в настоящее время действует Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, ратифицированный Федеральным законом от 25 ноября 1996 года N 136-ФЗ (действует по настоящее время), согласно п. 2 ст. 10 которого постоянный житель (гражданин одной Стороны, постоянно проживающий на территории другой Стороны, подп. "а" п. 2 ст. 2), прошедший военную или альтернативную службу в одной Стороне, освобождается от указанной службы в другой Стороне. Однако, как указано в ст. 1 данного Договора, Договор распространяется на лиц, имеющих гражданство одной Стороны и постоянно проживающих на территории другой Стороны; положения данного Договора не применяются к лицам, имеющим гражданство обеих Сторон (бипатридам). Таким образом, к рассматриваемому случаю положения Договора неприменимы.

Международные соглашения с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, предусматривающие освобождение от воинской службы в случае прохождения таковой в стране первого гражданства, отсутствуют. Следовательно, получившие гражданство РФ граждане данных стран подлежат призыву на военную службу на общих основаниях*(1).

К сожалению, судебной практики по вопросу призыва на военную службу граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан за предыдущие три года нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Информация о возрастном аспекте призыва на военную службу, а также об особенностях применения подп. "г" ч. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ к гражданам, проходившим военную службу до 1 августа 2013 г., была предоставлена в предыдущем ответе. Данные разъяснения в полной мере применимы не только к гражданам Узбекистана, но и к гражданам Казахстана и Беларуси.