Новости и аналитика Правовые консультации Военная служба Имеет ли право федеральное государственное бюджетное учреждение центрального подчинения, входящее в состав МЧС России, осуществлять закупки в рамках ГОЗ (государственный оборонный заказ)?

Имеет ли право федеральное государственное бюджетное учреждение центрального подчинения, входящее в состав МЧС России, осуществлять закупки в рамках ГОЗ (государственный оборонный заказ)?

Имеет ли право федеральное государственное бюджетное учреждение центрального подчинения, входящее в состав МЧС России, осуществлять закупки в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"? Если да, то какие требования должны соблюдаться?

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа (далее также - ГОЗ) устанавливает Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 275-ФЗ государственным заказчиком ГОЗ признается федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу. Очевидно, что федеральное государственное бюджетное учреждение не относится ни к федеральным исполнительным органам, ни к упомянутым государственным корпорациям, независимо от своей подведомственности или уровня подчиненности.

Также можно обратить внимание на то, что в силу ч. 1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, основу которого составляет Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ч. 1 ст. 2 этого Закона, далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 275-ФЗ. В соответствии же с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ заказчиком для целей Закона N 44-ФЗ является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с чч. 1 и 2.1 ст. 15 этого Закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки. Иными словами, положениями Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения также однозначно отделены от государственных заказчиков.

Исходя из приведенных норм, федеральное государственное бюджетное учреждение в принципе не может быть государственным заказчиком, в частности - в рамках ГОЗ. Но, к сожалению, официальных разъяснений или материалов судебной практики, которые подтверждали бы данный вывод, нам найти не удалось.

Более того, вынуждены заметить, что не все нормативные акты и официальные разъяснения в сфере ГОЗ могут находиться в общем доступе. Поэтому мы не можем исключить существования на практике более расширительного толкования понятия "государственный заказчик" в сфере ГОЗ, хотя и не имеем никакой информации об этом.

Кроме того, должны обратить внимание на то, что согласно ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями данного Закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков. Помимо приведенных выше, какого-либо ограничения возможности передачи государственными, муниципальными заказчиками своих полномочий, в том числе в зависимости от сферы деятельности, включая и ГОЗ, не установлено. Соответственно, в принципе можно допустить такую передачу полномочий и в сфере ГОЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества
Серков Аркадий

31 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.