Порядок выдачи военных билетов бывшим гражданам Таджикистана и Узбекистана, получившим гражданство России
Гражданин Республики Таджикистан и гражданин Республики Узбекистан приехали в Россию и получили гражданство РФ. Указанные граждане проходили военную службу в своем государстве.
На каком основании военкомат должен выдать указанным гражданам военный билет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если гражданин, кроме граждан Таджикистана, проходил военную службу в иностранном государстве, будучи гражданином данного государства, то при получении гражданства России в возрасте до 30 лет оно обязано стать на военный учет и пройти военную службу в России. В противном случае призывной комиссией будет выдано заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответственно, данный гражданин не вправе получить военный билет.
Обоснование вывода:
Положениями ч. 2 ст. 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
В соответствии с подп. "г" п. 1 ст. 23 указанного Закона в редакции Федерального закона от 19.07.2001 N 102-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане прошедшие военную службу в другом государстве.
Федеральным законом от 07.06.2013 N 111-ФЗ с 01.08.2013 в подп. "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ внесены изменения, он изложен в редакции, в соответствии с которой от призыва на военную службу освобождаются граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлениях от 24.05.2001 N 8-П, от 17.06.2013 N 13-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ.
По смыслу указанных положений действие новой редакции подп. "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ, действующей с 01.08.2013, распространяется на граждан, которые на тот момент еще не получили право на освобождение от призыва. Положения новой редакции указанной нормы подлежат применению к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
В связи с этим некоторые суды делают выводы, что если до получения гражданства России гражданин проходил военную службу в вооруженных силах иностранного государства до 01.08.2013, то он не подлежит призыву на военную службу в России независимо от наличия или отсутствия международного договора (смотрите решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 24.01.2011 по делу N 2-223/2011; апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 15.10.2018 по делу N 33а-31754/2018).
Полагаем, что указанная позиция не верна, поскольку в п. 1 ст. 1 Закона N 53-ФЗ под понятием "граждане" понимаются исключительно граждане Российской Федерации, а в иных случаях в нем употребляется термин "иностранные граждане".
Соответственно, если иностранный гражданин проходил военную службу в иностранном государстве до получения гражданства России, то на него положения подп. "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ не распространяются, независимо от того, проходил ли он эту службу до 01.08.2013 либо после, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, заключенными с Россией.
К таким выводам пришел Конституционный Суд РФ в определении от 04.10.2005 N 435-О, в котором он также пояснил, что в отсутствие международного договора, допускающего изменение способа выполнения конституционной обязанности по несению военной службы или предусматривающего право на ее замену альтернативной гражданской службой, выполнение соответствующей обязанности (осуществление соответствующего права) производится в государстве гражданства. Вступая в новое гражданство, лицо не только приобретает права, но и возлагает на себя обязанности, установленные конституцией и законодательством страны для своих граждан.
На основании изложенной позиции Конституционного Суда РФ суды отказывают гражданам, получивших гражданство России и прошедших военную службу в иностранном государстве, в удовлетворении заявлений о признании незаконными решений призывных комиссии военных комиссариатов о призыве на военную службу, списании в запас и выдаче военного билета (смотрите решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 06.05.2014 по делу N 2-813/2014; решение Ленинского районного суда г. Курска Курской области от 18.02.2014; апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 28.02.2012 по делу N 33-470; апелляционное определение СК по административным делам Калининградского областного суда от 02.03.2021 по делу N 33а-1010/2021; апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 09.08.2013 по делу N 33-4592/2013; решение Норильского городского суда Красноярского края от 15.05.2019 по делу N 2а-1562/2019).
В то же время при принятии решения о списании в запас и выдаче военного билета или решения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, необходимо учитывать возраст гражданина и соотносить его с датой получения гражданства России.
Так, согласно п. "а" ч. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Исходя из положений ч. 1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ и п. 34 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 30 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, электронное личное дело, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву (смотрите постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 N 26-П).
Таким образом, если лицо, прошедшее или не прошедшее военную службу в иностранном государстве, получило гражданство России в возрасте 30 и более лет, то в силу возраста он не может быть призван на военную службу, поскольку до 30 лет не являлся гражданином России, не обязан был состоять на учете в военном комиссариате и проходить военную службу в России, а соответственно, имеют место быть объективные обстоятельства не исполнения им указанной обязанности. Соответственно, указанные лица обязаны после получения гражданства России обратиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет и принятии решения о списании в запас и выдаче военного билета. Полагаем, что в указанной ситуации в выдаче военного билет им не может быть отказано.
В случае, если лицо проходило военную службу в иностранном государстве будучи гражданином данного государства, то при получении гражданства России в возрасте до 30 лет оно обязано стать на военный учет и пройти военную службу в установленном порядке. В противном случае призывной комиссией будет выдано законное заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а соответственно, данный гражданин не вправе получить военный билет.
Вышеприведенные нормы закона и положения судов относятся ко всем гражданам, получивших гражданство России, в том числе к бывшим гражданам Узбекистана, с которым у России нет международного договора об урегулировании вопросов двойного гражданства, а действующие Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в военной области (Москва, 2 марта 1994 г.) и Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Узбекистан о порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы (Минск, 22 января 1993 г.) данные вопросы не регламентируют.
В связи с этим суды отказывают бывшим гражданам Узбекистана, получившим гражданство России, в удовлетворении заявлений о признании незаконными решений призывных комиссии военных комиссариатов о призыве на военную службу, списании в запас и отказе в выдаче военного билета, несмотря на то, что они прошли военную службу в Узбекистане (смотрите решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30.09.2019 по делу N 2(1)а-1935/2019; апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 17.06.2019 по делу N 33а-14529/2019; решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 03.05.2018 по делу N 2а-1430/2018; решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17.04.2018 по делу N 2а-1431/2018; решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 27.11.2017 по делу N 2а-9370/2017; решение Подольского городского суда Московской области от 21.08.2018 по делу N 2а-4409/2018; определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 01.02.2012 по делу N 33-944).
В то же время заключение призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, можно обжаловать в судебном порядке.
Так, соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции РФ, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 14.07.2003 N 12-П, от 12.07.2007 N 10-П и др.). В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В частности, если у лица, получившего гражданство России до 30 лет, имелись уважительные причины, по которым он не прошел военную службу в России, то заключение призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований, можно обжаловать в суд в порядке, предусмотренном КАС РФ (смотрите решение Борского городского суда Нижегородской области от 18.07.2018 по делу N 2а-2289/2018).
Относительно бывших граждан Таджикистана, прошедших военную службу в данном государстве, получивших гражданство России, применяется п. 4 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.), согласно которому прошедшие военную службу в стране проживания не подлежат призыву на военную службу в другой стране. Прохождение военной службы в одном государстве рассматривается как исполнение воинского долга перед обоими государствами.
При этом, следует отметить, что кроме как с Таджикистаном Россия международные договоры с другими государствами, подпадающими под применение подп. "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ, не заключала.
Соответственно, в отношении бывших граждан Таджикистана, прошедших военную службу в данном государстве, полностью применимы положения подп. "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ, и от прохождения военной службы в России они освобождаются. Отказ указанным гражданам в выдаче военного билета противоречит законодательству (смотрите решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу N 02а-0622/2020; решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2024 по делу N 2а-4753/2024).
Если же гражданин Таджикистана, получивший гражданство России, не проходил военную службу в Таджикистане, а получил там военный билет в связи с наличием в образовательном учреждении военной кафедры, то такой гражданин не признается прошедшим военную службу, и при получении гражданства России в возрасте до 30 лет подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Красноярского краевого суда от 21.08.2019 по делу N 33а-10640/2019; решение Ленинского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 06.06.2019 по делу N 2а-2740/2019).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Алексей
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
17 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.