Можно ли поставлять продукцию без соблюдения требований законодательства о государственном оборонном заказе, если в договоре предусмотрена приемка товара военным представительством Министерства обороны РФ?
Организация является поставщиком продукции. В организацию обратился покупатель с просьбой заключить договор поставки с приемкой военными представительствами. Он утверждает, что это не государственный оборонный заказ, идентификатора государственного контракта нет. У покупателя заключен договор с АО "Рособоронэкспорт" и военным представительством.
Можно ли в этом случае поставлять продукцию без соблюдения требований законодательства о государственном оборонном заказе?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условие о приемке продукции может присутствовать и в коммерческом договоре, не имеющем отношения к государственному оборонному заказу. Указание на причастность договора к государственному оборонному заказу определяет указание в нем идентификатора государственного контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа, а специфические обязанности исполнителя такого заказа - ведение раздельного бухгалтерского учета, обязанность открыть отдельный специальный счет в банке - возникают только при наличии в таком договоре соответствующих условий.
Обоснование вывода:
Сразу скажем, что п. 3 постановления Правительства РФ от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства РФ от 28.08.2021 N 1443) установлено, что контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе. Той же нормой Министерству обороны РФ разрешено осуществлять контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях и в организациях иностранных государств силами военных представительств этого Министерства (далее - ВП МО РФ) на основании межправительственных соглашений.
Как видим, само по себе условие о приемке товара ВП МО РФ не означает, что договор заключается в рамках государственного оборонного заказа, контроль качества и приемка продукции ВП МО РФ может осуществлять для неограниченного круга заказчиков (смотрите также решение УФАС по Республике Татарстан от 17.01.2022 N 016/07/3-1962/2021).
Тем более условие о приемке товара ВП МО РФ не может означать возникновения специфических обязанностей исполнителя такого заказа, таких как ведение раздельного бухгалтерского учета, обязанность открыть отдельный специальный счет в банке, по следующим причинам.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) под государственным контрактом (далее также - госконтракт) в этом Законе подразумевается госконтракт, заключенный государственным заказчиком (далее - заказчик) с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ). Договоры же, заключенные в письменной форме головным исполнителем с иным лицом - исполнителем или этим исполнителем с другими лицами, также именуемыми исполнителями, о поставке продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения ГОЗ, именуются контрактами (пп. 4, 7 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). В силу п. 8 ст. 3 Закона N 275-ФЗ госконтракт и все контракты, заключенные в целях исполнения этого госконтракта между лицами, входящими в кооперацию, признаются сопровождаемыми сделками. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями (п. 4.1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ), то есть фактически все лица, заключающие договоры, необходимые для исполнения конкретного госконтракта в рамках ГОЗ.
Из анализа положений главы 3.1 Закона N 275-ФЗ, определяющей условия банковского сопровождения сделок в рамках выполнения ГОЗ, следует, что это сопровождение осуществляется с целью контроля над расходованием бюджетных средств, выделенных на выполнение каждого госконтракта в рамках ГОЗ, только для исполнения этого госконтракта.
Средством обеспечения осуществления такого контроля является указание идентификатора государственного контракта в тексте госконтракта, контрактов и в платежных документах, равно как и ведение головным исполнителем, исполнителем раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ). Идентификатор государственного контракта (далее - ИГК) по определению, данному в п. 13 ст. 3 Закона N 275-ФЗ, - уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту, заключаемому по ГОЗ, и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки, то есть при расчетах по конкретному госконтракту, определенному его собственным уникальным ИГК, и всех контрактах, договорах, заключенных для исполнения этого госконтракта.
При этом, однако, присвоение госконтракту ИГК и указание его в тексте такого госконтракта, а также включение в госконтракт условия об осуществлении расчетов по нему только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, являются обязанностями заказчика (пп. 5, 6 ст. 7 Закона N 275-ФЗ). В свою очередь, среди обязанностей головного исполнителя, исполнителей в рамках выполнения ГОЗ Закон N 275-ФЗ единообразно указывает на обязанность включения ИГК в контракты, заключаемые с исполнителями, и определения в таких контрактах обязательного условия об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (пп. 4, 6 ч. 1 и пп. 4, 6 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
В связи с этим напомним, что порядок заключения контрактов - договоров, заключаемых любыми государственными заказчиками, в том числе в рамках ГОЗ, регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно нормам которого контракт по общему правилу заключается по итогам конкурентной закупки, при проведении которой проект контракта прилагается к документации или к извещению о ее осуществлении (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 34, чч. 1, 5 ст. 54, чч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, чч. 2, 3, 7 ст. 83.2, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ). Этим положениям корреспондирует указание п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ о том, что головной исполнитель уведомляет до заключения контрактов исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета. Аналогичная обязанность установлена и в отношении исполнителя (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Иными словами, непосредственно нормы Закона N 275-ФЗ, устанавливающие требования к банковскому сопровождению контрактов, налагают обязанности по внесению соответствующих ИГК условий в извещение и документацию о закупке и проект госконтракта только на заказчика, а другая сторона принимает на себя соответствующие обязательства в рамках гражданско-правовых отношений добровольно, подписывая такой госконтракт. В последующем же включение аналогичных условий в контракты, заключаемые головным исполнителем с исполнителями, указанными исполнителями с последующими исполнителями и так далее, осуществляется головным исполнителем в силу обязательств, принятых им на себя по госконтракту, исполнителями - в силу обязательств, принятых ими на себя по контрактам, содержащим соответствующие условия. В отсутствие указанных условий в договоре соответствующих обязанностей не возникает, даже если в нем указан ИГК, который головной исполнитель, исполнители иногда включают в договоры, заключенные вне рамок кооперации, для дополнительного подкрепления своей отчетности по ГОЗ. Тем более не может возникать таких обязанностей при отсутствии у поставщика информации об исполнении договора в рамках ГОЗ и отсутствия в договоре указания соответствующего ИГК.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
7 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.