Новости и аналитика Правовые консультации Военная служба Должен ли работодатель по запросу военного комиссариата самостоятельно производить отбор граждан и направлять их на военные сборы?

Должен ли работодатель по запросу военного комиссариата самостоятельно производить отбор граждан и направлять их на военные сборы?

Военкомат своим письмом просит руководителя организации:
- самостоятельно "отобрать сотрудников для прохождения учебных сборов приписного состава команды в воинской части" с определенными требованиями (звания, возраста и т.п.);
- направить отобранных сотрудников в военный комиссариат для прохождения военной медицинской комиссии и оформления документов на военные сборы.
В письме нет ссылок на нормативные акты, по которым организация должна производить самостоятельный отбор и направление, в том числе без повестки военкомата.
Какими нормативными актами прописана обязанность организации по указанию военкомата производить отбор граждан и направлять их на военные сборы?

Согласно ст. 54 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы, которые подразделяются на учебные и проверочные. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок призыва граждан на военные сборы регламентирован Положением о проведении военных сборов (утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333). В силу п. 6 данного Положения, организация проведения военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а организация проведения военных сборов граждан, предназначенных (приписанных) в специальные формирования, создаваемые на военное время, - центральными органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации по заявкам соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации с учетом потребности в подготовке специалистов, необходимых для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей и специальных формирований; сведения о количестве граждан, призываемых на учебные сборы, и сроках проведения учебных сборов доводятся военными комиссариатами до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей организаций.

Согласно п. 9-12 данного Положения, призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации. Отбор граждан для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями. На учебные сборы граждане вызываются в военные комиссариаты по повестке, которая вручается не позднее чем за 10 дней до их начала по специальной форме. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

Порядок планирования военных сборов определен Руководством по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к приказу Министра обороны РФ от 17 мая 2007 г. N 185). Согласно п. 16-17 данного Руководства, призыв граждан на учебные сборы военным комиссариатом проводится в соответствии с выписками из сводных планов военных округов и заявками воинских частей на поставку граждан на учебные сборы. Перед призывом на учебные сборы отделы (муниципальные) совместно с воинскими частями осуществляют изучение и отбор граждан - кандидатов для прохождения учебных сборов. Предварительный отбор граждан осуществляется по данным воинского учета без вызова их в военные комиссариаты. О призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. Извещение является составной частью повестки.

Таким образом, отбор и вызов граждан на военные сборы находится в компетенции военного комиссариата; граждане вызываются на военные сборы по повестке. Какого-либо участия организации-работодателя в отборе и направлении гражданина на военные сборы законодательство не предусматривает. Составление списков граждан, выдача им повесток/направлений на военные сборы, на прохождение медицинского освидетельствования выходит за рамки компетенции работодателя.

К сожалению, судебной практики по вопросу оспаривания аналогичных писем в материалах системы "Гарант" не содержится.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена

Ответ прошел контроль качества

15 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.