Новости и аналитика Правовые консультации Военная служба Подлежат ли сейчас призыву не прошедшие военную службу граждане от 27 до 30 лет?

Подлежат ли сейчас призыву не прошедшие военную службу граждане от 27 до 30 лет?

Изменился призывной возраст, повышен до 30 лет. 27, 28, 29-летних на данный момент зачислять в запас, или они должны призываться на военную службу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Гражданин, достигший 27 лет на момент увеличения призывного возраста, не подлежит призыву на военную службу.

Обоснование вывода:

Призыв на военную службу является основной формой реализации гражданами обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", далее - Закон N 53-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 27 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Данные положения продублированы в п. 1 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, далее - Положение).

Ранее данные нормы предусматривали, что призыву подлежат граждане до 27 лет, однако с 1 января 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 53-ФЗ были внесены изменения в Закон N 53-ФЗ, согласно которым призывной возраст был увеличен с 27 до 30 лет.

Таким образом, Закон N 53-ФЗ связывает возможность призыва на военную службу с возрастом гражданина. Правовым основанием для освобождения от призыва на военную службу является достижение лицом предельного призывного возраста, определенного указанным Законом.

Согласно п. 2 ст. 22 Закона N 53-ФЗ на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (ст. 23, 24 Закона N 53-ФЗ).

Статьей 52 Закона N 53-ФЗ установлен перечень граждан, подлежащих зачислению в запас. В том числе к ним относятся граждане, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 30 лет (до 1 января 2024 г. - 27 лет); не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 30 лет (до 1 января 2024 г. - 27 лет); не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 30 лет (до 1 января 2024 г. - 27 лет) и иные.

В силу п. 5.1 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 8 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. N 700, далее - Инструкция) к документам воинского учета относятся: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); справка взамен военного билета.

В силу п. 1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ призывная комиссия по призыву граждан на военную службу принимает одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 30 лет (до 1 января 2024 г. - 27 лет) (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по законным основаниям), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением. Гражданам при этом предоставляется право присутствия на заседании призывной комиссии.

Согласно п. 20 Положения призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 30 лет (до 1 января 2024 г. - 27 лет) в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе. Согласно п. 10-13 Инструкции гражданам, не прошедшим военную службу по законным основаниям, выдается военный билет, а гражданам, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований справка взамен военного билета. В обоих случаях граждане зачисляются в запас. При этом при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 30 лет (до 1 января 2024 г. - 27 лет) военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по законным основаниям), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения).

Таким образом, заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может быть вынесено на основании документов воинского учета без личного присутствия гражданина, подлежащего зачислению в запас.

Таким образом, в период до 1 января 2024 года гражданин, достигший 27 лет, должен был быть зачислен в запас и получить документ воинского учета.

Как указал Конституционный Суд РФ в п. 2.2 определения от 18 января 2005 г. N 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод.

Однако каких-либо положений, предусматривающих возможность призыва граждан, подлежащих зачислению в запас до момента изменения призывного возраста, рассматриваемые законы не содержат. Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 439-ФЗ не предусматривает распространение его действия на граждан до 30 лет, уже зачисленных в запас, и не предусматривает их исключение из состава запаса.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказываемой по различным вопросам, положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом во взаимосвязи с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его ограничений (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3) подразумевают возможность для участников правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановления от 20 июля 2011 года N 20-П и от 2 июля 2020 года N 32-П). Это продиктовано, кроме прочего, принципом поддержания доверия к закону и действиям государства (преамбула, статьи 19 и 75 1 Конституции Российской Федерации), который вытекает из требований юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они предполагают не только правовую определенность, но и предсказуемость правового регулирования (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 25 июня 2015 года N 17-П, от 19 апреля 2018 года N 16-П, от 20 июля 2018 года N 34-П, от 28 февраля 2019 года N 13-П, от 12 марта 2021 года N 6-П и др.).

На недопустимость различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, также указано в п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 года N 15-П. В частности, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Таким образом, полагаем, что гражданин, подлежавший зачислению в запас, не может быть призван на военную службу.

При этом, как указывают суды, факт своевременной постановки гражданина на воинский учет, а также принятие или непринятие призывной комиссией решения о зачислении в запас гражданина, подлежащего призыву, правового значения для определения наличия или отсутствия воинской обязанности не имеет (решение Дзержинского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 3 июня 2024 г. по делу N 2а-2119/2024).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацем 1 и 3 п. 2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ. При этом п. 1.2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ предусматривает возможность постановки на воинский учет граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки граждан в военный комиссариат.

Необходимость перевода в запас гражданина, не прошедшего военную службу без законных оснований, не связана рассмотренными выше нормами о порядке зачисления граждан в запас с какими-либо иными факторами, кроме достижения установленного законом возраста.

Уклонение от призыва на военную службу без законных оснований для освобождения не является правовым основанием для принятия решения о призыве его на военную службу, влечет иные правовые последствия, в частности, выдачу справки взамен военного билета, а также административную и уголовную ответственность.

Следовательно, данные граждане не могут быть призваны на военную службу.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 мая 2024 г. по делу N 2а-3030/2024, решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики - Чувашии от 28 июня 2024 г. по делу N 2а-1558/2024, решение Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 июня 2024 г. по делу N 2а-581/2024).

При этом те граждане, которые достигли 27 лет после увеличения призывного возраста (после 1 января 2024 года), не могли быть зачислены в запас и, следовательно, подлежат призыву на общих основаниях до достижения возраста 30 лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена

Ответ прошел контроль качества

24 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.