Может ли бюджетное учреждение принять к вычету НДС по материалам и услугам, оплаченным за счет предоплаты по государственному контракту?
Бюджетное учреждение (исполнитель) в рамках приносящей доход деятельности заключило государственный контракт на разработку и изготовление экспериментальной установки с НДС. Для реализации государственного контракта учреждение приобретело материалы и услуги. Входящий НДС по ним принят к вычету. Оплата материалов и услуг осуществлялась за счет полученной по государственному контракту предоплаты. Средства субсидий или бюджетных инвестиций при этом не использовались. Налоговый орган отказал в вычете, сославшись на то, что это целевые деньги.
Правомерны ли действия налогового органа? Имеет ли учреждение право на вычет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сам по себе факт оплаты бюджетным учреждением товаров и услуг за счет средств бюджета, полученных в рамках государственного контракта, не является препятствием для принятия к вычету НДС, предъявленного продавцами указанных товаров и услуг. В этой связи считаем, что учреждение в данном случае вправе претендовать на налоговый вычет, а действия налогового органа являются неправомерными.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС (далее также - налог) на установленные указанной статьей налоговые вычеты. В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров и услуг на территории РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ). В общем случае для этого необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- товары и услуги приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары и услуги приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ;
- от продавцов товаров и услуг получены надлежащим образом оформленные счета-фактуры (пп. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Особенностей применения налоговых вычетов по товарам и услугам, приобретенным для выполнения государственного контракта, законом не предусмотрено.
Заметим, что п. 2.1 ст. 170 НК РФ устанавливает запрет на принятие к вычету налога по товарам и услугам, полностью (с учетом НДС) оплаченным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ. Однако глава 21 НК РФ не содержит норм, препятствующих применению налоговых вычетов в случае, если оплата приобретенных товаров и услуг осуществлялась за счет бюджетных средств, полученных в рамках государственного контракта. Официальных разъяснений и (или) материалов судебной практики, из которых бы следовало, что такие действия являются неправомерными, нами не обнаружено. Наряду с этим в письме Минфина России от 02.09.2011 N 03-07-11/237 представлен вывод о том, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для работ, выполняемых организацией в соответствии с государственными контрактами на выполнение работ по мероприятиям мобилизационной подготовки, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, сам по себе факт оплаты бюджетным учреждением товаров и услуг за счет средств бюджета, полученных в рамках государственного контракта, не является препятствием для принятия к вычету НДС, предъявленного продавцами указанных товаров и услуг. В этой связи считаем, что учреждение в данном случае вправе претендовать на налоговый вычет, а действия налогового органа являются неправомерными. Соответственно, учреждение вправе повторно заявить указанные налоговые вычеты посредством представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации по НДС (ст. 81 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
8 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.