Следует ли отклонить заявку на участие в закупке по Закону N 223-ФЗ, проводимой для достижения минимальной доли российской продукции, если продукция заявлена как российская, но подтверждающих документов не приложено?
Заказчиком в рамках Закона N 223-ФЗ проводится аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ документацией о закупке установлено требование:
Вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. 1-9, 11 и 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ,
в том числе
12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ:
- приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения").
В целях достижения установленной постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2013 минимальной доли закупок товаров российского происхождения для признания товара российским заказчиком установлено требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке информации о нахождении товара в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Закупаемый товар включен в перечень по постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2013. Участник указал в первой части заявки: машина коммунальная на шасси трактора Беларус 82.1. Производитель: ОАО "ЧЛМЗ". Страна происхождения товара: Российская Федерация.
Во второй части заявки информацию/документ о стране происхождения товара участник не предоставил.
Другими участниками закупки представлены выписки из реестра российской промышленной продукции.
Подлежит ли заявка этого участника отклонению по причине непредставления документов и информации, предусмотренных документацией о закупке?
К сожалению, мы не можем дать однозначный ответ на данный вопрос. Поясним почему.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Правительство РФ вправе установить, в частности, приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925) и постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения" (далее - Постановление N 2013).
В подп. "г" п. 5 Постановления N 925 содержится положение о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров. Соответственно, суды и антимонопольные органы, как правило, не считают правомерным отклонение заявок участников по причине неуказания в них информации о стране происхождения товаров (смотрите, например, постановление Девятого ААС от 04.08.2021 N 09АП-35681/21, решение УФАС по Москве от 2 февраля 2021 г. N 077/07/00-1027/2021, постановление УФАС по Москве от 9 ноября 2021 г. N 077/04/7.32.3-12780/2021, решение УФАС по Омской области от 13 января 2021 г. N 055/07/3-1372/2020).
Вместе с тем Постановление N 2013 устанавливает минимальную долю закупок товаров российского происхождения, но не содержит требований, которые должны устанавливаться в отношении какой-либо конкретной закупки в извещении о ее проведении и документации о ней. В связи с этим в письме от 15.01.2021 N 24-03-07/1390 Минфин России обращает внимание, что Законом N 223-ФЗ установлена правовая конструкция, предусматривающая самостоятельность заказчиков в организации и осуществлении закупочной деятельности; при формировании положения о закупке заказчики должны учитывать в том числе необходимость достижения минимальной доли закупок товаров российского происхождения, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок. Это соответствует общему духу Закона N 223-ФЗ, который устанавливает только общие принципы регулирования закупок, отводя большую часть регулирования на положение о закупке, утверждаемое органами управления самого заказчика (смотрите чч. 1, 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке перечисленных в п. 5 Постановления сведений, определенных положением о закупке. Соответственно, положения о предоставлении приоритета должны содержаться в положении о закупке и в документации о каждой конкурентной закупке (смотрите п. 1 Постановления, письмо Минфина России от 21.07.2017 N 24-04-07/38881). Так, в решении УФАС по Республике Саха (Якутия) от 29.12.2021 N 014/07/3-2680/2021 отмечено, что положениями законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг не установлена обязанность заказчиков по указанию в документации о проведении конкретной закупки сведений, предусмотренных Постановлением N 2013.
Таким образом, требования, способствующие достижению установленной минимальной доли закупок товаров российского происхождения, перечень документов, предоставляемых в качестве подтверждения российского происхождения товара и последствия непредоставления таких документов в составе заявки заказчику самостоятельно следует предусмотреть в положении о закупке и документации о конкретной закупке.
Обратим внимание, что внесение продукции в реестры продукции российского происхождения (либо происхождения из стран ЕврАзЭС) может зависеть не только от места расположения производства этой продукции, но и от доли комплектующих российского происхождения в составе такой продукции и количества операций по ее изготовлению, совершаемых в Российской Федерации. Соответственно, продукция может иметь российское происхождение в обыденном понимании этого слова, но быть "недостаточно российской" для включения ее в соответствующий реестр.
В заключение отметим, что административно-правовой или какой-либо иной публично-правовой ответственности за недостижение установленной Постановлением N 2013 минимальной доли закупок товаров, работ, услуг российского происхождения не предусмотрено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
28 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.