Обязано ли бюджетное учреждение указывать, например, в договоре аренды, согласно которому учреждение является арендатором, федеральные законы (N 223-ФЗ или N 44-ФЗ), а также источник средств, за счет которых будет производиться оплата по договору?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение не обязано указывать в заключаемом договоре (контракте), в соответствии с каким федеральным законом осуществляется его заключение (Закон N 44-ФЗ, либо Закон N 223-ФЗ).
Информацию об источнике финансирования средств, за счет которых будет производиться оплата по договору, следует указывать в контрактах, заключаемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Для договоров, заключаемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, аналогичного требования законом не установлено.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных данным законом контрактов, к числу которых относятся гражданско-правовые договоры (контракты), заключаемые бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8.1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения, являясь заказчиками (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), по общему правилу осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, которой предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Как видно, закон устанавливает для бюджетных учреждений обязанность в зависимости от источника финансирования осуществлять закупки в порядке, предусмотренном либо Законом N 44-ФЗ, либо в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Напомним, что под закупкой товара, работы, услуги в Законе N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершая заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ также не содержит понятия закупки, однако из системного анализа его норм (в частности, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2) следует, что под закупкой в нем понимается не конкретный вид договора, заключаемого в соответствии с этим Законом, а процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагента) для заключения с ним договора о приобретении товаров, работ, услуг.
По смыслу положений двух указанных Законов: N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (параграфы 3, 4, 7 главы 30, главы 34, 37, 38, 39 ГК РФ и прочие), под действие указанных законов подпадают любые возмездные договоры (контракты), по которым лица, именуемые в контексте норм этих федеральных законов заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, регулирующих отношения, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, а также в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), не исключая и договоры аренды.
Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Ни Закон N 44-ФЗ, ни Закон N 223-ФЗ не содержат требования о включении в заключаемый договор (контракт) указания на закон, в соответствии с которым он заключается.
Что касается информации об источнике финансирования средств, за счет которых будет производиться оплата по договору, ее следует указывать в контрактах, заключаемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку в п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указано, что, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, помимо прочего, краткое изложение условий контракта с отражением в том числе источника финансирования. Указание на источник финансирования является обязательным (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845). Информация об источнике финансирования включается и в реестр контрактов (п. 2 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
В то же время в отношении договоров, заключаемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, аналогичного требования законом не установлено.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Информация, обязательно включаемая в контракт по Закону N 44-ФЗ, но не относящаяся к его условиям.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
7 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.