Контракт по Закону N 44-ФЗ расторгнут заказчиком с поставщиком в одностороннем порядке из-за того, что товар не был поставлен. Поставщик внесен в РНП. Заказчик до расторжения контракта составил претензию с суммой неустойки за просрочку, однако поставщик эту неустойку не уплатил. Закупка была для СМП, и поставщик вместо обеспечения исполнения контракта предоставил информацию о своей добросовестности. Сейчас контракт расторгнут, неустойка не уплачена. Что делать заказчику? Сумма неустойки - 1000 руб. (менее 5% от цены контракта), смысла обращаться в суд из-за нее нет. Можно ли списать ее без просьбы об этом от поставщика и уже после расторжения контракта?
По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, на нормах которого основан Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требование об уплате пеней направляется контрагенту в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью заказчика (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Правилами предусмотрена возможность списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта (подп. а п. 2, подп. а, подп. б п. 3 Правил), а также по контрактам, обязательства по которым не исполнены в полном объеме, но при следующих условиях:
- в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подп. "б" п. 2 Правил);
- в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта контрагентом (подп. "в" п. 2 Правил);
- обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) (подп. "г" п. 2 Правил). Подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств).
Таким образом, при отсутствии обстоятельств, упомянутых в подп. "б"-"г" п. 2 Правил, заказчик вправе списать сумму неустойки только при условии полного исполнения контракта. Если же, как в рассматриваемом случае, контракт поставщиком не исполнен, несмотря на незначительную сумму неустойки, заказчик не вправе принять решение о ее списании.
Дополнительно отметим, что Закон N 44-ФЗ не содержит норм, которые бы определяли, в течение какого срока заказчик обязан направить контрагенту требование об уплате неустойки. Не установлена законодательством и обязанность заказчика при любых обстоятельствах производить взыскание неустойки в судебном порядке. Вместе с тем непринятие заказчиком данных мер может быть расценено органами финансового контроля в качестве нарушения бюджетного законодательства (смотрите об этом в материале: Вопрос: Срок направления заказчиком требования об уплате неустоек (Закон N 44-ФЗ) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
27 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.