Учреждение заключило контракт на оказание услуг в рамках Федерального закона N 44-ФЗ. Правомерно ли в тексте контракта ссылаться на описание объекта закупки (приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки), а непосредственно в сам контракт (в том числе в приложения к контракту) не включать описание объекта закупки (техническое задание)?
К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 данного закона включается в извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено этим законом.
Из требований ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ следует, что в проект контракта, помимо прочего, должны быть включены:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования КТРУ (п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 данного закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) (п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 данного закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги (п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), размер аванса (если предусмотрена выплата аванса) (п. 8, п. 10 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ) и пр.
При этом, из ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ прямо не следует, что описание объекта закупки должно быть включено в проект контракта, направляемого участнику для подписания (смотрите также решение УФАС по Калужской области от 30.11.2022 N 040/06/105-1062/2022).
Также ни Законом N 44-ФЗ, ни ГК РФ не предусмотрено обязательное составление в качестве приложения технического задания к проекту контракта на оказание услуг (смотрите об этом в Энциклопедии решений. Техническое задание при закупке по Закону N 44-ФЗ ). Как показывает практика, в ряде случаев отсутствие технического задания не расценивается контролирующими органами в качестве нарушения требований Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 ноября 2019 г. N 024/06/105-2253/2019. Однако имеется и противоположная практика*(1).
Таким образом, формально само по себе отсутствие в контракте на оказание услуг приложения, именуемого техническим заданием, не свидетельствует о нарушении требований Закона N 44-ФЗ. При этом контрактом должен быть определен его предмет, и в него должны быть включены обязательные существенные условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, а также обязательная информация, не относящаяся к условиям контракта*(2). Однако наличие вышеупомянутой правоприменительной практики подтверждает существование риска возникновения спора по вопросу об отсутствии технического задания в проекте контракта и заключаемом контракте, окончательно решить который может только суд (смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 N 13АП-35642/22 по делу N А26-5364/2022).
Как следует из указаний ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. При этом в случае осуществления закупки с целью заключения контракта на оказание услуг в заявке участника не указываются и не включаются в контракт характеристики услуг, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (такая обязанность предусмотрена только в случае поставки товара, смотрите подп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43, подп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). В таком случае сам по себе факт подачи заявки свидетельствует о согласии участника оказывать услуги на условиях, предусмотренных извещением (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13.09.2022 N 074/06/106-2558/2022). Техническое задание в подобных случаях оформляется заказчиком в качестве приложения к контракту в целях достижения определенности предмета контракта.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ни возможность, ни запрет на включение в контракт отсылки к извещению. Однако нам удалось найти лишь единичные случаи подтверждения такой возможности*(3). При этом не исключено, что контролирующие органы будут придерживаться противоположной позиции. Так, например, как указано в п. 113 таблицы (приложение к письму Федерального казначейства от 19 апреля 2013 г. N 42-7.4-05/6.3-432 "О направлении обзорного письма Федерального казначейства по проблемным вопросам, возникающим в деятельности территориальных органов Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг"), включение положений, содержащих отсылки к документации о торгах, извещению о проведении запроса котировок цен, в приложения к государственному контракту, заключаемому по итогам торгов, запроса котировок цен не допускается. Несмотря на то, что данная позиция высказана по вопросу применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не исключено, что такого же мнения будут придерживаться контролирующие органы и применительно к рассматриваемой ситуации.
Кроме того, необходимо помнить, что обязанность включения в контракт технического задания может следовать из требований типовых контрактов, типовых условий*(4). Поэтому вопрос о возможности включения в контракт отсылок к извещению без оформления технического задания должен решаться с учетом требований типовых контрактов/типовых условий.
К сожалению, официальных разъяснений и судебной практик по данному вопросу мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
29 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, решение УФАС по Республике Бурятия от 01.12.2020 N 003/06/7-955/2020, решение УФАС по Омской области от 12.10.2017 N 03-10.1/281-2017, решение УФАС по Москве от 09.06.2022 N 077/06/106-8669/2022.
*(2) В связи этим отметим, как указал Президиум ВАС РФ в п. 1 информационного письма от 29.09.1999 N 48, договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, последующего поведения сторон и т.п. (смотрите, например, постановления АС Центрального округа от 08.09.2021 N Ф10-3593/21, АС Северо-Западного округа от 26.08.2021 N Ф07-9897/21, АС Западно-Сибирского округа от 24.08.2021 N Ф04-4166/21). Смотрите об этом в Энциклопедии решений. Существенные условия договора возмездного оказания услуг). Также смотрите материалы:
- Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Информация, обязательно включаемая в контракт по Закону N 44-ФЗ, но не относящаяся к его условиям.
*(3) Смотрите, например, решение УФАС по Москве от 29.10.2018 N 2-57-13268/77-18, решение УФАС по Томской области от 10.12.2015 N КВ/6653.
*(4) Смотрите, например, приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 1 июня 2020 г. N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг", приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 апреля 2020 г. N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов", приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 января 2021 г. N 184 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования", приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17 декабря 2020 г. N 715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем", приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 марта 2021 г. N 160/пр "Об утверждении типовых условий контракта на проведение строительного контроля федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр строительного контроля" по объектам капитального строительства, финансирование (софинансирование) которых осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и информационной карты типовых условий контракта".