В соответствии с ч. 6.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" заключение контракта обязательно для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта. То есть, как следует из вышеизложенного, организация вправе отказаться от заключения контракта в рамках гособоронзаказа при наличии обоснованных экономических или технологических причин. При этом, как следует из ч. 1, ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", в случае принятия Правительством РФ решений о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ. Вправе ли организация отказаться от заключения контракта в рамках гособоронзаказа при наличии обоснованных экономических или технологических причин с учетом положений ч. 6.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время обязанность заключать контракты в связи с изданием постановления Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745 не наступает. Поэтому лицо, указанное в ч. 6.1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ, вправе отказаться от заключения контракта при наличии обоснованных экономических или технологических причин для такого отказа.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение, прямо предусмотренное либо законом, либо добровольно принятым на себя обязательством.
Такие исключения предусмотрены, в частности, чч. 6 и 6.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ). Согласно второй из упомянутых норм заключение контракта обязательно для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со статьей 14 указанного закона доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о гособоронзаказе доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
- хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.
При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона о гособоронзаказе на хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, в соответствии с антимонопольным законодательством РФ распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением. Вместе с тем нам не удалось обнаружить материалов судебной практики, свидетельствующей о возможности понуждения юридического лица к заключению контракта в рамках гособоронзаказа в связи с квалификации положения данного лица как доминирующего на рынке согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как видим, обязанность заключить контракт возникает лишь при соблюдении определенных условий, в частности, чтобы потенциальный контрагент, во-первых, занимал доминирующее положение, а во-вторых, чтобы у него не имелось обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
Лишь при соблюдении вышеуказанных условий потенциальный контрагент может быть в судебном порядке понужден в заключению договора в рамках выполнения государственного оборонного заказа*(1), а к нему и к его должностным лицам может быть применена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.29.2 и ч. 1 ст. 7.29.2 (или ст. 14.31) КоАП РФ.
Добавим, что обязанность конкретных юридических лиц заключать договоры и контракты в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", по нашему мнению, обуславливается принятием соответствующих решений Правительством РФ, исходя из содержания указанных нормативных правовых актов. В частности, по нашему мнению, соответствующая обязанность у тех или иных юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745 в настоящее время не наступает. Соответственно, лицо, указанное в ч. 6.1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ, вправе отказаться от заключения контракта при наличии обоснованных экономических или технологических причин для такого отказа.
Указанная позиция является исключительно нашим экспертным мнением. На данный момент официальные разъяснения о применении указанной нормы, к сожалению, отсутствуют, а правоприменительная практика сложиться еще не успела.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Специальные меры в сфере экономики (В.В. Рябинин, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 9, сентябрь 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
12 февраля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что по смыслу положений Закона N 275-ФЗ, на наш взгляд, у лиц, отвечающих критериям, предусмотренным ч. 6.1 ст. 6 этого закона, обязанность заключить договор может возникнуть только с государственным заказчиком, но не с лицами, входящими в кооперацию головного исполнителя. Однако правоприменительной практики и разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили.