Заказчик заключил контракт на выполнение работ по защите информации с поставкой и установкой средств защиты информации, в рамках которого подлежат поставке, установке несколько объектов таких средств, а также проведение в отношении них аттестационных мероприятий. Контракт исполнен, за исключением одного объекта, который не был поставлен и установлен по объективным причинам (сложности с логистикой и прочее). Заказчик готов принять исполнение по контракту без этой единицы и завершить исполнение контракта, подписать дополнительное соглашение об исполнении контракта "в объеме сложившейся потребности", то есть в меньшем объеме. Имеет ли право заказчик принять исполнение частично, если частичная приемка контрактом не предусмотрена? Достаточно ли будет в данном случае применить штрафные санкции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, или заказчик обязан направить сведения в ФАС России о внесении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие исполнения обязательств по контракту в меньшем объеме, расторжение контракта соглашением сторон в описанной ситуации не является нарушением. Само по себе неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом, направление ему требования об уплате неустойки не являются основанием для направления заказчиком сведений для включения сведений о контрагенте в РНП.
Обоснование вывода:
1. Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этим законом. Условия об объеме исполнения (поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг), о цене, условия о сроках исполнения обязательств, в том числе о сроках приемки и оплаты, следует отнести к существенным*(1). Исчерпывающий перечень случаев, когда существенные условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в чч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, объем исполнения по контракту, определяющему твердую цену за него, срок приемки исполнения и оплаты по общему правилу не могут изменяться, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
При этом Закон N 44-ФЗ не содержит требований об исполнении контракта в абсолютном соответствии с предусмотренными им условиями в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Более того, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае отпадения потребности, например, в выполнении каких-либо объемов работ или их уточнении в ходе исполнения контракта в меньшую сторону средства будут истрачены на фактически не имеющуюся потребность. Кроме того, как сказано выше, раз цена по контракту определяется за весь объем исполнения, следовательно, уплата полной цены за выполненные не в полном объеме работы, услуги, не поставленные полностью товары должна быть оценена как неосновательное обогащение поставщика или исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).
Соответственно, при отпадении части потребности заказчика контракт может быть исполнен не полностью, а в объеме фактически сложившейся потребности (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 10.02.2015 N Д28и-175). Согласно ст. 311 ГК РФ кредитор вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства. Иными словами, заказчик вправе не принимать от поставщика часть товаров, в этом случае отказ от принятия отдельных товаров не будет являться просрочкой кредитора (п. 1 ст. 406 ГК РФ). Однако формулировка нормы ст. 311 ГК РФ предполагает, что кредитор вправе и принять исполнение обязательства по частям по своему усмотрению. Это подтверждается судебной практикой (смотрите постановление Двадцать первого ААС от 01.09.2020 N 21АП-1754/20, постановление Седьмого ААС от 04.05.2022 N 07АП-2993/22, постановление Шестого ААС от 20.07.2020 N 06АП-2814/20, постановление Девятого ААС от 29.01.2020 N 09АП-73468/19).
Таким образом, если заказчик решит до установленного контрактом срока исполнения обязательств принять их частичное исполнение, обязанность по передаче этой части товара будет считаться исполненной поставщиком. При этом следует учитывать, что обязанности по оплате принятого товара у заказчика в силу самого факта приемки части товара не возникнет, поскольку такого последствия исполнения обязанности по частям не предусмотрено законом и прочие условия договора факт приемки части товара не изменяют.
Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Один из наиболее очевидных - расторжение контракта по соглашению сторон после поставки необходимого количества товаров, выполнения и приемки фактически необходимых объемов работ, услуг. Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон. Каких-либо специальных оснований для этого не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение контракта.
Таким образом, заказчик, приняв частичное исполнение, может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически поставленный товар, выполненный объем работ. Это не может рассматриваться как нарушение. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, от 11.02.2020 N 24-03-08/9180, от 13.08.2020 N 24-03-08/71032, от 17.07.2020 N 24-03-06/62549, от 03.06.2020 N 24-03-08/47322, от 07.05.2020 N 24-03-08/36964 и др.
2. Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) включается следующая информация:
- об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов;
- о поставщиках, подрядчиках, исполнителях (далее - контрагенты), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Соответственно, в названных случаях заказчик обязан направить информацию об участнике закупки или контрагенте в ФАС России (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 05.11.2015 N Д28и-3324).
При этом, как следует из ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, к контрагентам, не исполнившим или ненадлежащим образом исполнившим обязательства по контрактам, относятся:
- контрагент, от исполнения контракта с которым заказчик отказался в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом предусмотренных контрактом обязательств на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите также ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- контрагент, с которым контракт расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением контрагентом условий контракта (смотрите также ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);
- контрагент, необоснованно отказавшийся в одностороннем порядке от исполнения контракта (речь идет об одностороннем отказе контрагента, совершенном в порядке, предусмотренном чч. 19-22.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при условии, что основания для одностороннего отказа отсутствовали, смотрите ч. 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, само по себе неисполнение / ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом, направление ему заказчиком требования об уплате неустойки не являются основанием для направления заказчиком сведений для включения сведений об этом контрагенте в РНП. Такая обязанность возникает лишь в случае, если контракт расторгнут в одностороннем внесудебном или судебном порядке по инициативе заказчика в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением контракта, либо во внесудебном порядке в связи с принятием контрагентом необоснованного решения об одностороннем отказе.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ принять исполнение частично и досрочно? Обязан ли он будет при этом оплатить принятое исполнение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.)
- Энциклопедия решений. Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
20 января 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поскольку понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено, за разъяснениями этого понятия следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ, на нормах которого в том числе основывается указанный Закон (п. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В связи с этим следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ также следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее - объем исполнения), а согласно п. 1 ч. 13 той же статьи следует, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки исполнения.