Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заключен контракт на текущий ремонт ветхих и аварийных сетей. По результатам выполнения работ предоставили заказчику документы об исполнении контракта (акты КС-2, КС-3 и т.д.). Заказчик отказывается принимать работы, так как часть работ выполнена по объектам, расположенным по адресам, которых нет в смете. Можно ли заключить дополнительное соглашение без изменения цены контракта на дополнительные работы и добавить новые адреса выполнения работ и соответственно работы? Срок выполнения работ по контракту прошел.

Заключен контракт на текущий ремонт ветхих и аварийных сетей. По результатам выполнения работ предоставили заказчику документы об исполнении контракта (акты КС-2, КС-3 и т.д.). Заказчик отказывается принимать работы, так как часть работ выполнена по объектам, расположенным по адресам, которых нет в смете. Можно ли заключить дополнительное соглашение без изменения цены контракта на дополнительные работы и добавить новые адреса выполнения работ и соответственно работы? Срок выполнения работ по контракту прошел.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации основания для изменения условий контракта отсутствуют.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при исполнении*(1) контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
Таким образом, правомерным изменение существенных условий контракта может быть признано только в указанных выше случаях. В любых других случаях изменение существенных условий контракта является нарушением положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ, в том числе на нормах которого основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Так, как это следует из п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 708 ГК РФ, существенным условиями договора подряда являются его предмет (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный сроки их выполнения. Кроме этого, необходимость включения в контракт обязательных условий об объеме и месте выполнения работы следует из ч. 1 ст. 34 и п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, условия о предмете контракта, в том числе о содержании, видах и объеме выполняемых работ, о месте их выполнения следует отнести к существенным как указанным в законе в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ. Данные условия могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ.
Вместе с тем нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающие условия для изменения контракта, не предусматривают возможности изменения условия о месте выполнения работ применительно к описанной в вопросе ситуации. В частности, согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. В то же время приведенная норма допускает изменение объема исключительно работ, изначально предусмотренных контрактом (смотрите постановление АС Дальневосточного округа от 04.03.2019 N Ф03-5962/18 по делу N А73-16810/2016)*(2). При этом положения п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, также допускающие возможность изменения объема работ, неприменимы к указанному в вопросе контракту, так как последний не является контрактом строительного подряда. Кроме этого, на основании указанных пунктов не предусмотрена возможность изменения условий о месте выполнения работ.
Обратим также внимание, что пп. 2-4, 6 *(3), 8, 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускают при определенных обстоятельствах изменение фактически любых условий контракта. Вместе с тем в рассматриваемом случае заключить соответствующее дополнительное соглашение на основании указанных пунктов ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны не вправе.
Таким образом, в приведенной ситуации основания для изменения условий контракта отсутствуют (смотрите постановление Восемнадцатого ААС от 24.01.2022 N 18АП-17858/21 по делу N А76-20262/2021, постановление Восемнадцатого ААС от 20.07.2022 N 18АП-5837/22 по делу N А76-44313/2021).
Особо отметим, что согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая указанные в вопросе. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а, во-вторых, принятием решения уполномоченного органа.
В рамках данного ответа мы не можем судить о наличии независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. Поэтому не исключено, что изменение условий указанного в вопросе контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ может быть признано необоснованным*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

11 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор (пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), который прекращается по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ при отсутствии в законе или договоре специального условия о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, такой договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Следовательно, само по себе указание в договоре (контракте) на то, что он действует до определенной даты, никак не влияет на судьбу возникших из него обязательств сторон: независимо от этого контракт (договор) должен считаться действующим до предусмотренного им момента исполнения обязательства. Иные последствия окончания срока действия договора (то есть прекращение обязательства по истечении этого срока) должны быть предусмотрены законом или договором (постановление Второго ААС от 30.04.2014 N 02АП-3030/14).
Поэтому если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, его условия не могут быть изменены, поскольку возможность изменения (ст. 450, 452, 453 ГК РФ) предусмотрена только в отношении действующего контракта (постановление Одиннадцатого ААС от 24.03.2016 N 11АП-2271/16, постановление Восемнадцатого ААС от 22.05.2017 N 18АП-3190/17, постановление Двадцатого ААС от 29.08.2016 N 20АП-3726/16). Если же условие о прекращении обязательств с окончанием срока действия в контракт не включено, он продолжает действовать до момента окончания исполнения сторонами обязательств либо до его расторжения в установленном законом порядке. В этом случае, несмотря на истечение указанного в контракте срока действия, стороны вправе изменять его условия в соответствии с правилами Закона N 44-ФЗ.
*(2) Напомним, что Минфин России в разъяснениях о применении утратившего силу подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, содержание которого аналогично п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, высказывал позицию, согласно которой в случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, заказчику необходимо осуществить новую закупку (смотрите, например, письма от 28.08.2020 N 24-03-08/75586, от 30.06.2020 N 24-03-08/56248, от 16.07.2020 N 24-03-08/62023, от 18.06.2020 N 24-03-06/52697, от 07.05.2020 N 24-03-08/36964).
*(3) Пункт 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность изменения условий контракта только на случай уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Иными словами, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменить условия контракта только казенным учреждениям.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Изменение условий контракта по Закону N 44-ФЗ при уменьшении лимитов бюджетных обязательств;
- Энциклопедия решений. О возможности изменения контрактов бюджетных учреждений при уменьшении субсидий на выполнение государственных или муниципальных заданий.
*(4) Смотрите по данному вопросу материалы:
- Вопрос: Возможность изменения условий контрактов (Закон 44-ФЗ) в связи с обращениями контрагентов, ссылающихся на рост цен и невозможность исполнения контрактов на первоначально согласованных условиях (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.);
- Вопрос: Изменение существенных условий контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с ростом цен (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.).