Заказчик в соответствии с Законом N 223-ФЗ планирует осуществить закупку на поставку и установку системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе и (или) возникновении чрезвычайной ситуации. Нужно ли заказчику для размещения такой закупки делать сметную документацию?
К сожалению, мы не можем дать однозначного ответа на данный вопрос, поскольку ответ на него зависит от технической оценки необходимости приложения описанной в вопросе документации к документации о закупке. Поясним подробнее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (далее - контрагент), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком контрагенту в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст. 3 данного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Отметим, что Закон N 223-ФЗ не содержит положений, которые бы обязывали заказчика в целях определения видов и объема работ по договорам подряда в любом случае включать в документацию о закупке указанную в вопросе документацию.
Во всем прочем, если иное не предусмотрено положением о закупке, заказчик при составлении проекта договора может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (смотрите также ст. 422 ГК РФ). При этом Закон N 223-ФЗ не ограничивает установленную п. 3 ст. 421 ГК РФ возможность заключить указанный в вопросе смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (в том числе элементы договоров поставки и подряда), предусмотренных законом или иными правовыми актами. Отметим, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (смотрите также п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Отнесение объема работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по договору, к существенным условиям следует как из норм Закона N 223-ФЗ (п. 3 ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), так и из норм Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору, в частности, строительного подряда в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Равным образом по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Таким образом, объем работ или услуг по договору является его существенным условием, поскольку оно названо таковым в законе.
Кроме того, из приведенных выше п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК РФ можно сделать вывод, что в договоре должно быть определено содержание работ, то есть составляющие предмет контракта виды работ. В отношении строительных работ это определенно следует из также приведенных выше п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 759, п. 1 ст. 763 ГК РФ*(1).
Следует обратить внимание, что из указаний гражданского и градостроительного законодательства - из п. 2 ст. 740, п. 1 ст. 743, ст. 758 ГК РФ, чч. 1, 2, 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) - следует, что проектная (техническая) документация, представляющая собой материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения выполнения соответствующих работ, составляется именно для определения объемов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества). Подготовка аналогичной проектной документации для определения объема каких-либо иных работ законодательством не предусмотрена.
Соответственно, необходимость подготовки указанной в вопросе документации зависит от характера конкретных выполняемых работ, которые необходимо выполнить для установки системы оповещения, точнее, характера их воздействия на строительные конструкции объекта капитального строительства*(2). Поэтому окончательный ответ об отнесении тех или иных конкретных работ к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства можно дать только применительно к конкретной ситуации с учетом их оценки специалистами в области строительства.
Таким образом, как и было сказано, ответ на рассматриваемый вопрос зависит от технической оценки необходимости приложения указанных документов к документации об аукционе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
30 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. По договору строительного подряда в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. То есть составление сметы является способом определения цены, а сама смета - частью договора подряда. Отсутствие подписанного сторонами сметного расчета само по себе не противоречит закону и не свидетельствует о незаключенности договора подряда (смотрите, например, постановление Второго ААС от 16 октября 2019 г. N 02АП-6857/19).
*(2) Добавим, что в ряде иных случаев необходимость приложения проектной документации может следовать из специальных нормативных правовых актов, в том числе из сферы технического регулирования (смотрите, например, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2021 г. N 791-ст), приказ Росавиации от 09.08.2019 N 619-П "Об организации работы по обеспечению пожарной безопасности в административных зданиях Федерального агентства воздушного транспорта и на прилегающей территории", приказ Следственного комитета РФ от 16.06.2014 N 51 "О мерах пожарной безопасности в зданиях, сооружениях и помещениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, расположенных в г. Москве, и на прилегающих к ним территориях", решение УФАС по Новосибирской области от 03.03.2017 N 08-01-42). Однако обнаружить соответствующий нормативный акт, относящийся к указанному в вопросе предмету закупки, нам не удалось.