Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В Администрации муниципального района создана приемочная комиссия по Закону N 44-ФЗ по приемке товаров, работ, услуг. Администрация муниципального района выступает заказчиком, но товар будет поступать на балансы школ района. Согласно Положению можно привлекать экспертов для приемки. Можно ли включать в состав приемочной комиссии директоров школ и их завхозов? Можно ли такой порядок закрепить в Положении?

В Администрации муниципального района создана приемочная комиссия по Закону N 44-ФЗ по приемке товаров, работ, услуг. Администрация муниципального района выступает заказчиком, но товар будет поступать на балансы школ района. Согласно Положению можно привлекать экспертов для приемки. Можно ли включать в состав приемочной комиссии директоров школ и их завхозов? Можно ли такой порядок закрепить в Положении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе включить в состав приемочной комиссии сотрудников подведомственных учреждений конечных получателей товаров. Соответствующий порядок может быть закреплен в локальных актах, принятых заказчиком.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 6 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Закон N 44-ФЗ не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию. Более того, поскольку законом не установлено соответствующее ограничение, членами приемочной комиссии могут быть и лица, не относящиеся к работникам заказчика, об этом прямо сказано в подп. "а" п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Согласно данному пункту, регулирующему порядок подписания электронного документа о приемке, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы. Такие члены комиссии подписывают документ о приемке/мотивированный отказ на бумажных носителях, электронные образы которых впоследствии прилагаются к электронному документу о приемке, размещаемому в ЕИС заказчиком (подп. "б" п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, включение в состав приемочной комиссии лиц, не являющихся работниками заказчика, не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ. При этом из требований Закона N 44-ФЗ не следует, что такими лицами могут быть лишь лица, обладающие соответствующими познаниями в области приобретаемых товаров, работ, услуг*(1). Поэтому, так как в приведенной ситуации непосредственными получателями товара являются подведомственные заказчику учреждения, которые заинтересованы в надлежащей приемке и экспертизе результатов исполнения контракта, полагаем, заказчик вправе включить в состав приемочной комиссии сотрудников подведомственных учреждений. Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России (смотрите письмо от 27.06.2014 N Д28и-1258). Соответствующий порядок привлечения к приемке товаров сотрудников подведомственных учреждений заказчик вправе закрепить в локальном акте, регулирующем порядок работы приемочной комиссии*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

10 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Особо отметим, что предусмотренное ч. 3 и ч. 4.1 ст. 94 Закона 44-ФЗ правило о привлечении к экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом, касается проведения внешней экспертизы сторонними экспертами, а не случая формирования заказчиком приемочной комиссии в целях проведения экспертизы собственными силами. При этом напомним, что в настоящее время каких-либо нормативных актов, устанавливающих случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, Правительством РФ не принято (смотрите об этом в Энциклопедии решений. Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ).
*(2) Смотрите, например, п. 5 Типового порядка приемки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Архангельской области, утвержденного распоряжение Правительства Архангельской области от 18.12.2018 N 531-рп, приказ Управления делами Правительства Ленинградской области от 21 февраля 2017 г. N 3 "Об утверждении порядка осуществления приемки товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственным контрактам, заключенным для нужд Администрации Ленинградской области".