ГУП осуществляет закупки как по Закону N 44-ФЗ, так и по Закону N 223-ФЗ в соответствии с Положением о закупке. Выручка ГУП за предшествующий календарный год составила менее 500 млн рублей. Все закупки ГУП осуществляет неконкурентным способом - у единственного поставщика. Часть таких поставщиков относятся к субъектам МСП. При закупке до 100 тыс. руб. информация не вносится в реестр договоров в ЕИС, при закупке свыше 100 тыс. руб. - вносится. Должно ли ГУП с 1 января 2022 г. независимо от размера выручки соблюдать минимальную долю закупок у субъектов МСП? Если да, то должны ли и как учитываться при расчете такой доли закупки у единственного поставщика - субъекта МСП? Какая ответственность установлена законодательством в случае выявления недостоверности, некорректных данных в годовом отчете заказчика?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2022 г. ГУП обязано соблюдать минимальную долю закупок у субъектов МСП. Закупка у единственного контрагента, являющегося субъектом МСП, по-нашему мнению, учитывается при расчете 20% совокупного годового объема договоров заказчика, заключенных по результатам закупок у СМСП, при условии, что информация о такой закупке опубликована в ЕИС.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП, СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема. Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. С 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с указанным Положением, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП (п. 2 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352)*(1).
В случае невыполнения заказчиками обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, установленном п. 5 Положения, размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у СМСП, включенной в отчет об объеме закупок у СМСП, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе (далее - ЕИС) частью 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке таких заказчиков с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, и они обязаны в течение указанного периода при осуществлении закупок руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ, определенными этой нормой*(2). При этом за неразмещение указанного отчета, а также за несвоевременное его размещение заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 5 и ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ соответственно.
Закон N 223-ФЗ не содержит определение понятия "закупка", каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нет. Из ряда положений этого закона (в частности, ч. 1, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2) следует, что под закупкой в нем понимается осуществляемая в соответствии с Законом N 223-ФЗ в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц - заказчиков в товарах, работах, услугах процедура выбора контрагента для заключения с ним договора о приобретении товаров, работ, услуг и само заключение такого договора. Также отметим, что Закон N 223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика и формально не препятствуют заключению договора с единственным поставщиком, являющимся субъектом МСП*(3).
В соответствии с п. 4 Положения закупки у СМСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке торгов, иных способов закупки, в том числе таких, участниками которых являются только субъекты МСП (подп. "б" п. 4 Положения, далее - закупки среди СМСП). При этом закон не ограничивает заказчика в определении любых возможных иных неконкурентных способов, установлении любых условий их применения и порядка их осуществления. Все эти условия должны быть урегулированы положением о закупке. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Под участником же закупки в Законе N 223-ФЗ понимается любое лицо, участвующее в процедуре закупки, в том числе в качестве единственного контрагента в случае осуществления закупки неконкурентным способом (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Ни Закон N 223-ФЗ, ни Положение не содержат прямого указания на то, что под закупками среди СМСП в подп. "б" п. 4 Положения понимаются исключительно закупки, осуществленные конкурентными способами. Кроме того, закупки у единственного контрагента не исключены в силу п. 7 Положения из совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
В соответствии с пунктом 20 Положения при осуществлении закупки в соответствии с подп. "б" п. 4 этого Положения в извещении о закупке и документации о закупке должно указываться, что участниками такой закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Соответственно, если в извещении о закупке, осуществляемой у единственного контрагента, а также в документации о закупке заказчиком указано, что участниками такой закупки могут быть только СМСП, на наш взгляд, нет никаких оснований для того, чтобы не рассматривать соответствующую закупку как осуществляемую в соответствии с подп. "б" п. 4 Положения. Разумеется, для того, чтобы такая закупка могла учитываться при расчете 20% совокупного годового объема договоров, заключенных по результатам закупок у СМСП, информация о ней должна быть опубликована в ЕИС.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: При проведении закупки у единственного поставщика и заключении договора с СМСП подпадает ли эта закупка под подп. "б" п. 4 Положения N 1352? Обязан ли заказчик проводить закупку у единственного поставщика или конкурентную закупку с СМСП, если код ОКПД 2 товара включен в Перечень закупок, проводимых среди СМСП? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
- Вопрос: Если заказчик в извещении и в документации о проведении неконкурентной закупки, осуществляемой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), установит ограничение, предусматривающее, что участниками такой закупки могут быть только СМСП, то сумма договора, заключенного по результатам такой закупки, будет учитываться: а)только в годовом объеме закупок у СМСП (18%); б) только в совокупном годовом объеме договоров, заключенных по результатам закупок у СМСП (15%); в) в обоих объемах (18% и 15%)? (журнал "Вестник Института госзакупок", N 9, сентябрь 2018 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
24 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите об этом в материале: Вопрос: Осуществление закупок по Закону N 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства с января 2022 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.).
*(2) Подробно данная тема раскрыта в материале: Энциклопедия решений. Закупки заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ, не применяющих положение о закупке.
*(3) Для проведения закупок среди СМСП заказчики в соответствии с пп. 8-10 Положения утверждают соответствующий перечень товаров, работ, услуг, составленный на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст), и размещают его в единой информационной системе.