Новости и аналитика Правовые консультации Проверки В организацию поступил запрос от отдела ФНС России на предоставление сведений о его контрагенте в рамках камеральной налоговой проверки. Запрос поступил от отдела ФНС России, в котором организация, получившая запрос, не зарегистрирована, что является нарушением пп. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ и подтверждено письмом ФНС России от 03.08.2022 N СД-4-22/10067@. Как следует поступить организации, получившей такой запрос? Какие риски есть для организации в случае отказа в предоставлении сведений из-за нарушения отделом ФНС России порядка направления запросов?

В организацию поступил запрос от отдела ФНС России на предоставление сведений о его контрагенте в рамках камеральной налоговой проверки. Запрос поступил от отдела ФНС России, в котором организация, получившая запрос, не зарегистрирована, что является нарушением пп. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ и подтверждено письмом ФНС России от 03.08.2022 N СД-4-22/10067@. Как следует поступить организации, получившей такой запрос? Какие риски есть для организации в случае отказа в предоставлении сведений из-за нарушения отделом ФНС России порядка направления запросов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Необходимые документы (информацию) о проверяемом контрагенте или по конкретной сделке налоговые органы вправе истребовать только через налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются эти документы (информация).

Нарушение формы и порядка истребования документов, установленного нормами налогового законодательства, может служить основанием для оформления письменного отказа на запрос о предоставлении информации, направленный налоговым органом по месту учета контрагента.

Ответ на такой запрос является правом организации, а не обязанностью. За невыполнение такого запроса ответственность нормами НК РФ не предусмотрена.

Организация также вправе обжаловать в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган неправомерные действия инспекции по истребованию документов (информации) с нарушением установленного порядка. 

Обоснование позиции:

В подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности его должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Процедура истребования пояснений у налогоплательщика регламентирована п. 3 ст. 88 НК РФ. Для получения пояснений налоговые органы направляют требование о предоставлении пояснений, форма которого утверждена приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@. В требовании указываются причины его направления (ссылка на ст. 88 НК РФ), в том числе указываются конкретные ошибки и противоречия.

Процедура истребования документов (информации), пояснений у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), регламентирована ст. 93.1 НК РФ.

Пунктами 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено направление поручения об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), налоговым органом, осуществляющим налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием задолженности возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ, пп. 3-4 Порядка).

Таким образом, ИФНС, проводящая мероприятия налогового контроля, может затребовать и получить необходимые документы (информацию) от третьего лица не напрямую, а только через ИФНС, в которой данное лицо (то есть организация) состоит на налоговом учете.

Требование о представлении документов (информации) направляется лицу налоговым органом по месту учета указанного лица (смотрите письма Минфина России от 06.08.2019 N 03-02-08/59105, от 10.04.2017 N 03-02-07/1/21041).

При этом только из поручения можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля сторонней ИФНС потребовались документы и информация (письмо Минфина России от 09.12.2014 N 03-02-07/2/63185).

Направление ИФНС требования напрямую в адрес организации, а не через ИФНС, в которой организация состоит на учете, не предусмотрено нормами НК РФ и иными нормативно-правовыми актами. На это обращено внимание и ФНС России в поименованном письме от 03.08.2022 N СД-4-22/10067@.

Причем с учетом п. 4 ст. 31 НК РФ требование должно быть составлено по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, и содержать установленные сведения.

Как следует из уточнений, полученный от сторонней ИФНС запрос о предоставлении сведений не соответствует установленным формам требования о предоставлении документов (информации) (Форма по КНД 1165013) или требования о предоставлении пояснений (Форма по КНД 1165050).

Полученный запрос содержит фактически просьбу о предоставлении информации, но не является требованием о представлении документов (информации), пояснений в рамках определенных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 88, 89, 93, 93.1, 101 НК РФ), не является уведомлением о сумме уплаченных и начисленных налогов, сборов и т.д.

Соответственно, отказ от его исполнения не влечет ответственности по ст. 126, ст. 129.1 НК РФ, как это установлено в п. 6 ст. 93.1 НК РФ.

Учитывая изложенное, полагаем, что представление информации по указанному запросу, не соответствующему нормам НК РФ, не является обязанностью для организации. Ответственность за непредставление указанной в запросе информации НК РФ не установлена.

В таком случае организация на основании ст. 21 НК РФ вправе:

  • не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ);
  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (подп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ);
  • обжаловать в порядке, установленном ст. 138 НК РФ, неправомерные действия инспекции по истребованию информации с нарушением установленного ст. 93.1 НК РФ порядка (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Соответственно, организация вправе самостоятельно принять решение о необходимости выполнения просьбы, содержащейся в запросе сторонней ИФНС.

В случае принятия решения о непредставлении информации, считаем целесообразным в ответном письме указать, что направленный запрос о предоставлении сведений (информации) не соответствует форме требования о предоставлении документов (информации) или требования о предоставлении пояснений, а также что запрос направлен в адрес организации в нарушение порядка, установленного п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ, соответственно, не может быть исполнен в силу подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, в том числе с учетом позиции ФНС России, изложенной в письме от 03.08.2022 N СД-4-22/10067@.

Кроме того, организация может выразить готовность представить необходимую информацию (документы) в случае получения соответствующего требования в установленном НК РФ порядке. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки) (апрель 2023);
  • Энциклопедия решений. Представление налогоплательщиком пояснений при проведении камеральной налоговой проверки (апрель 2023);
  • Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки (апрель 2023);
  • Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок (апрель 2023). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шайхутдинов Газинур 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Макаренко Елена 

5 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.