Обществом получено требование ИФНС о предоставлении документов (информации) в связи с мероприятиями вне рамок налоговых проверок со следующей формулировкой: "предоставить договоры, заключенные с ООО "П" (со всеми приложениями, дополнениями, изменениями) в период с 01.01.2021 по 31.12.2022, в том числе от 01.01.2019 N 1: 1) счета-фактуры за период с 01.01.2021 по 31.12.2022 по взаимоотношениям с ООО "П"; 2) товарные накладные за период с 01.01.2021 по 31.12.2022 по взаимоотношениям с ООО "П"; 3) транспортные накладные, товарно-транспортные накладные, путевые листы, соответствующие товаросопроводительные документы, иные документы, подтверждающие транспортировку товаров по выставленным счетам-фактурам; 4) акты сверки расчетов с ООО "П" за период с 01.01.2021 по 31.12.2022; 5) номенклатура приобретенных товаров поквартально (в количественном и суммовом выражении) за период с 01.01.2021 по 31.12.2022 по взаимоотношениям с ООО "П". С учетом требований НК РФ и позиции, изложенной ФНС России в письме от 23.12.2021 N СД-4-2/18103@, если документы (информация) не относятся к конкретной сделке, то истребовать их нельзя. Правомерно ли в данном случае требование ИФНС, так как конкретная сделка не указывается, а указывается только период времени?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данном случае, по нашему мнению, необходимо предоставить запрошенные документы по Договору N 1 от 01.01.2019 (при наличии) по другим договорам, в рамках запроса по конкретной сделке организация не обязана предоставлять документы. При этом организация должна быть готова отстаивать эту позицию в суде. Оценить перспективы такого разбирательства мы не можем.
Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Документом, который выражает содержание конкретной сделки, и, соответственно, позволяет ее идентифицировать, является договор (это следует из системного анализа ст. 153 ГК РФ, п. 1 ст. 158 ГК РФ, п. 1 ст. 160 ГК РФ, пп. 1, 2 ст. 420 ГК РФ).
Вне рамок проведения налоговых проверок могут запрашиваться только документы по конкретным договорам, в требовании при этом должен быть указан контрагент, номер и дата договора, наименование документа; период, к которому относится документ.
В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2021 г. N 05АП-1824/21 по делу N А59-6279/2020 указано, что обязательным условием при истребовании информации вне налоговой проверки является указание на сведения, позволяющие идентифицировать сделку.
Контролеры в своих письмах также указывают, что в поручении о предоставлении документов (информации) по сделке обязательно указываются сведения, позволяющие их идентифицировать. Это может быть, к примеру, информация о сторонах сделки, ее предмете и (или) условиях совершения (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869).
Если требование не содержит обоснование необходимости получения информации относительно конкретной сделки и не позволяет ее идентифицировать, то его выставление нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012, АС Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 N Ф04-1488/2017, ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 N Ф01-2084/12).
Истребовать в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке, налоговые органы не вправе (письмо Минфина России от 15.10.2018 N 03-02-07/1/73833).
Как следует из вопроса, в требовании указан, только Договор N 1 от 01.01.20219. Соответственно, если с указанным контрагентом был только этот договор, то, конечно, идентифицировать сделку возможно, но если было заключено несколько договоров, то идентифицировать остальные сделки с этим контрагентом не представляется возможным.
Таким образом, в данном случае, по нашему мнению, необходимо предоставить запрошенные документы по Договору N 1 от 01.01.2019 (при наличии) по другим договорам, в рамках запроса по конкретной сделке организация не обязана предоставлять документы.
Обращаем внимание, что наличие обширной арбитражной практики свидетельствует о том, что вопросы истребования налоговыми органами документов (информации) на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ являются предметом многочисленных судебных споров. Поэтому если организация примет решение не полностью выполнять требование налогового органа, нельзя исключить наличие спора с налоговым органом по вопросу его неправомерности. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. Оценить перспективы такого разбирательства мы не можем.
Судебная практика в пользу налогоплательщика:
- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу N А40-211149/2018: Судом признано неправомерным истребование документов в рамках предпроверочного анализа. Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки. Недопустимо проведение документальной проверки деятельности налогоплательщика за налоговые периоды без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки и с применением незаконных процедур, не отвечающих принципам гласности, законности, срочности, полноты и объективности, защиты от повторных проверок, защиты от незаконных актов и действий налоговых органов;
- Постановление АС ВВО от 19.09.2018 N Ф01-4125/2018 по делу N А17-9516/2017: Суд установил, что запрошены документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности общества с его контрагентами, а не с проверяемым налогоплательщиком. В требовании указаны одновременно все предусмотренные НК РФ основания для истребования документов. Наличие оснований для истребования документов в связи с проведением налоговых проверок в отношении иных контрагентов либо самого общества не подтверждено. В части требования о представлении информации суд указал, что инспекцией не указаны сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку. С учетом п. 2 ст. 93.1 НК РФ суд признал требование инспекции недействительным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья
Ответ прошел контроль качества
5 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.