Новости и аналитика Правовые консультации Проверки По телефону сотрудник ФСС сообщил о предстоящей выездной проверке. Обозначил, что решение вручит в первый день проверки, в момент приезда. Никакого решения о назначении проверки представлено не было. Обязан ли ФСС письменно уведомлять организацию о проведении выездной проверки? В какой срок? Обязан ли ФСС до начала выездной проверки представить в организацию перечень запрашиваемых документов и перечень мероприятий, подлежащих проверке?

По телефону сотрудник ФСС сообщил о предстоящей выездной проверке. Обозначил, что решение вручит в первый день проверки, в момент приезда. Никакого решения о назначении проверки представлено не было. Обязан ли ФСС письменно уведомлять организацию о проведении выездной проверки? В какой срок? Обязан ли ФСС до начала выездной проверки представить в организацию перечень запрашиваемых документов и перечень мероприятий, подлежащих проверке?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для территориальных органов ФСС РФ не установлена обязанность письменно уведомлять организацию о проведении выездной проверки, а также до начала проверки представлять в организацию перечень запрашиваемых документов и перечень мероприятий контроля.
При этом доступ проверяющих на территорию организации возможен только при предъявлении такими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки.

Обоснование позиции.
Проведение ФСС РФ проверок в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ) и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ) регулируется специальными законами:
- Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ),
- Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Территориальные органы ФСС РФ вправе проводить:
- выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам по ОСС на ВНиМ, которые проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ (подп. 2 и 8 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, п. 1.1 ст. 1.1, пп. 2 и 8 п. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ);
- выездные проверки в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователем, правильности подтверждения страхователем основного вида экономической деятельности, полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также правильности расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования от НС и ПЗ (п. 2 ст. 26.14, п. 6 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ).
Обращаем внимание, что в силу п. 8 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и пп. 16 ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения этих законов не применяются к осуществлению контроля за соблюдением страхователем законодательства РФ по указанным видам обязательного социального страхования в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения (также смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.06.2019 N Ф08-4339/19 по делу N А32-34982/2018, постановление Шестого ААС от 16.11.2021 N 06АП-6129/21 по делу N А73-3578/2021).
Соответственно, не распространяются на такие проверки и требование указанных законов об уведомлении о проведении выездной проверки заранее и другие требования.
По общему правилу, установленному п. 3 ст. 26.14 Закона N 125-ФЗ, выездные проверки осуществляются на основании разрабатываемых территориальными органами ежегодных планов выездных проверок страхователей. Ознакомление страхователей с такими планами не предусмотрено.
В случаях, определенных в пп. 20, 20.1 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ и ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, возможно проведение внеплановых проверок.
Не предусмотрена положениями Закона N 125-ФЗ и Закона N 255-ФЗ и обязанность ФСС РФ письменно уведомлять организацию о проведении выездной проверки, а также представлять проверяемой организации до начала выездной проверки перечень запрашиваемых документов и перечень мероприятий, подлежащих проверке.
Вместе с тем, согласно пп. 1, 2 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ, выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа страховщика.
Решение о проведении выездной проверки выносит в общем случае территориальный орган страховщика по месту нахождения страхователя. Выездная проверка обособленного подразделения, указанного в п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ, проводится на основании решения территориального органа страховщика по месту нахождения обособленного подразделения. Формы решений о проведении проверки по соответствующему предмету и виду страхования (ВНиМ или НС и ПЗ) утверждены приказами ФСС РФ от 27.12.2021 N 593, от 27.12.2021 г. N 594, от 25.01.2017 N 9.
В силу п. 4 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения: 1) полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество (при наличии) страхователя; 2) предмет проверки; 3) периоды, за которые проводится проверка; 4) должности, фамилии и инициалы работников территориального органа страховщика, которым поручается проведение проверки.
На основании подп. 17 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ страховщик обязан направлять страхователю копии акта проверки и решения территориального органа страховщика, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, требование о возмещении излишне понесенных расходов.
Обязанность ФСС РФ вручить копию решения о проведении выездной проверки косвенно вытекает из подп. 17 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ, но порядок такого вручения не определен. В то же время, в силу ст. 26.17 Закона N 125-ФЗ, доступ на территорию (в помещение) страхователя должностных лиц территориального органа страховщика, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении такими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки такого страхователя.
Из чего следует, что решение о проведении выездной проверки может быть вручено непосредственно проверяющими в день выхода на проверку в организацию.
При этом в любом случае срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, обязанность по составлению и вручению которой установлена в п. 23 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ.
В части проводимых в рамках выездной проверки мероприятиях контроля и перечня запрашиваемых документов отметим следующее.
Подпунктами 7, 8, 8.1 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ страховщику предоставлено право:
- требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
- требовать от страхователей документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, документы, подтверждающие обоснованность определения размера страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска и с учетом надбавки и скидки к страховому тарифу, достоверность сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- вызывать страхователей на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с проводимыми камеральными и выездными проверками.
Данному праву корреспондирует обязанность страхователя обеспечить должностным лицам территориального органа страховщика, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов (п. 21 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ).
А согласно п. 22 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ при проведении выездной проверки у страхователя могут быть истребованы необходимые для проверки документы (информация) в порядке, установленном ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ. Ознакомление должностных лиц территориального органа страховщика с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) страхователя, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения страховщика.
Проведение иных мероприятий контроля не предусмотрено.
Согласно ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ проверяющие вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма).
Положениями Законов N 125-ФЗ и N 255-ФЗ не установлен перечень запрашиваемых документов. С учетом норм подп. 8 п. 1 ст. 18 и п. 21 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ это должны быть:
- документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов от НС и ПЗ, документы, подтверждающие обоснованность определения размера страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска и с учетом надбавки и скидки к страховому тарифу, достоверность сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- сведения и документы, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения по ВНиМ, в том числе сведения и документы, связанные с расходами на выплату социального пособия на погребение (подп. 1-2 п. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

1 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.