В результате прокурорской проверки, проведенной с привлечением органов госпожнадзора, в подвале, находящемся во встроенно-пристроенной части многоквартирного дома, выявлены нарушения требований подп. "б", подп. "ж" п. 16 Правил противопожарного режима в РФ ("На объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир"), выразившиеся в складировании организацией строительных материалов, которые затрудняют сотрудникам управляющей компании доступ к инженерным системам многоквартирного дома. По итогам проверки в отношении организации вынесено представление прокурора об устранении указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности. 1. Какие организации обязаны выполнять требования Правил N 1479? 2. Что такое "объекты защиты"? 3. Обязана ли организация выполнять представление прокурора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Требования, изложенные в Правилах противопожарного режима N 1479, распространяются на объекты защиты и обязательны для выполнения в части, их касающейся, всеми без исключения правообладателями объектов защиты, руководителями организаций, должностными лицами и гражданами.
2. Объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
3. Представление прокурора об устранении нарушений закона (об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина) подлежит безотлагательному рассмотрению. Адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления. Лицо, которому внесено представление, вправе сообщить прокурору в письменной форме о несогласии с его содержанием либо обратиться в суд с соответствующим заявлением, если адресат представления считает, что данное представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению прав и свобод или незаконно возлагает на него обязанности.
Обоснование вывода:
1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 N 1479, далее - Правила N 1479) устанавливают требования пожарной безопасности (далее - ПБ), определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил N 1479). При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, к которым безусловно относятся упомянутые выше Правила N 1479.
2. Понятие "объект защиты" раскрыто в п. 15 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ): объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования ПБ для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. То есть указанное в практической ситуации подвальное помещение, безусловно, является объектом защиты с точки зрения законодательства о пожарной безопасности.
При этом статьей 34 и статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлено, что граждане и руководители организации обязаны соблюдать требования ПБ, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц ГПН (пожарной охраны). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой ПБ в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований ПБ. В свою очередь, ответственность за нарушение требований ПБ также несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение ПБ; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица и иные граждане за нарушение требований ПБ, а также за иные правонарушения в области ПБ могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ч. 1 и ч. 3 ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Таким образом, требования, изложенные в Правилах противопожарного режима N 1479, распространяются на объекты защиты и обязательны для выполнения в части, их касающейся, всеми без исключения правообладателями объектов защиты, руководителями организаций, должностными лицами и гражданами.
Объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования ПБ для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
3. Согласно Закону о прокуратуре прокурорская проверка проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов в том случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"). Если проведенная проверка обнаружила нарушения, прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования, в частности, внести представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28 Закона о прокуратуре). Представление об устранении нарушений закона (ст. 24 Закона о прокуратуре) или об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина (абзац 2 ст. 28 Закона о прокуратуре) вносится в государственные органы, общественные организации и должностным лицам (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, п. 20 Приложения 1 Приказа N 450). Представление должно содержать указание на конкретный закон, нарушение которого допущено (п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре).
Полученное представление подлежит безотлагательному рассмотрению (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре). Адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре). Ответ должен содержать сведения о проведении конкретных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков (например, о проведении служебной проверки (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Республики Мордовия по административным делам (2-е полугодие 2009 г.) или разъяснительной работы с персоналом (постановление Астраханского облсуда от 10.09.2012). Простое информирование прокурора о том, что его представление рассмотрено и будет учтено, не является должным рассмотрением. Таким образом, соблюдение процедуры (т.е. рассмотрение, в том числе с участием прокурора, и его письменное информирование о результатах рассмотрения представления) является строго обязательным в любом случае (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре). Что касается исполнения требований, изложенных в представлении, отметим, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке (определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О). Эти должностные лица самостоятельно определяют характер принимаемых мер. Тем не менее если адресат представления считает, что данное представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению прав и свобод или незаконно возлагает на него обязанности, он вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ. Лицо, которому внесено представление (либо лицо, его замещающее), вправе сообщить прокурору в письменной форме о несогласии с его содержанием, то есть отказать в удовлетворении представления. Само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не может служить безусловным основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: По результатам приемки здания института усовершенствования учителей к новому учебному году на основании подп. "а" и подп. "б" п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479) организации было предписано освободить цокольный этаж. В настоящее время в цоколе располагаются архив, библиотека, хранится старая мебель, все это располагается в закрытых обособленных помещениях, доступ к которым имеет ограниченный круг лиц. При этом проходы, лестницы, вход-выход свободны и имеют неограниченный доступ. Свободных помещений на этажах здания не имеется, вынести архив, библиотеку и другое имущество некуда. Есть ли возможность законно использовать цоколь в процессе обычной хозяйственной деятельности, возможно, путем внесения изменений в технический паспорт здания или другим способом? (ответ службы Правового консалтинга компании ГАРАНТ, 14 октября 2021 г.)
- Вопрос: Вправе ли государственное бюджетное учреждение в настоящее время использовать подвальный этаж здания общежития 1982 года постройки под мастерские, хранение оборудования и других предметов, необходимых в деятельности общежития? (ответ службы Правового консалтинга компании ГАРАНТ, 6 апреля 2021 г.)
- Вопрос: В подпункте "б" п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, указано, что на объектах защиты запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов. Может ли организация (бухгалтерская фирма) находиться в подвальном этаже здания после принятия новых Правил противопожарного режима? (ответ службы Правового консалтинга компании ГАРАНТ, 16 апреля 2021 г.)
- Энциклопедия решений. Меры (акты) реагирования по результатам прокурорской проверки;
- Энциклопедия решений. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья
Ответ прошел контроль качества
20 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.