На основании распоряжения руководителя Роспотребнадзора в отношении юридического лица проведена внеплановая документарная проверка. В рамках проверки в адрес юридического лица был направлен запрос от 20.05.2021 о предоставлении сведений и документов. Запрос поступил в адрес юридического лица 21.05.2021. Срок предоставления документов в запросе указан до 07.06.2021. Юридическое лицо направило в Роспотребнадзор истребованные сведения и документы почтовым отправлением 07.06.2021. По мнению юридического лица, срок предоставления информации и документов не нарушен. По мнению мирового судьи, постановлением которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности, юридическое лицо обязано было представить сведения и документы по запросу в Роспотребнадзор в период с 21.05.2021 по 04.06.2021 (т.е. в течение 10 рабочих дней с момента получения мотивированного запроса, в соответствии со сроком, установленным в ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), а не 07.06.2021. Кто прав в данной ситуации?
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Закона N 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В силу прямого указания ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как следует из ч. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Пунктом 44 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. N 764 (далее - Регламент), установлено, что содержание административного действия по рассмотрению документов лиц, подлежащих проверке, заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными провести проверку, действий по рассмотрению документов лиц, подлежащих проверке, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора (его территориального органа), в том числе уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленных в установленном порядке, актов предыдущих проверок, материалов рассмотрения дел об административных правонарушениях и иных документов о результатах исполнения государственной функции в отношении указанных лиц.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лиц, подлежащих проверке, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении ими их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений должностных лиц Роспотребнадзора.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными проводить проверку, направляется в адрес лиц, подлежащих проверке, мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.
В силу п. 46 Регламента в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицо, подлежащее проверке, направляет указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя.
Таким образом, законодательством исчерпывающим образом установлен конкретный срок для предоставления документов по запросу органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе и Роспотребнадзора, 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. При этом ни Закон N 294-ФЗ, ни Регламент не содержат положений, прямо позволяющих органам государственного контроля устанавливать в запросе иные сроки предоставления документов.
Непредставление запрошенных документов в указанный срок может повлечь административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (в отношении проверяемого лица и (или) его виновных должностных лиц).
Отметим, что положения ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ являются императивными и распространяют свое действие на все запросы органов государственного контроля и надзора. Данная норма подразумевает под собой обязанность представления в уполномоченный орган документов в течение десятидневного срока с момента их получения, при этом срок, устанавливаемый административным органом для представления документов, также должен соответствовать положениям ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, следовательно, он не может быть менее десяти рабочих дней со дня получения юридическим лицом мотивированного запроса (смотрите, например: постановление Московского городского суда от 30 января 2017 г. N 4а-7252/16, постановление Ставропольского краевого суда от 9 октября 2019 г. по делу N 4А-859/2019, постановление Алтайского краевого суда от 17 мая 2016 г. по делу N 4А-382/2016).
Как следует из судебной практики, в тех случаях, когда запрос получен проверяемым лицом менее чем за 10 дней до дня окончания проверки, то такое лицо вправе направить запрошенные документы в установленный ст. 11 Закона N 294-ФЗ срок (смотрите, например: постановление Московского городского суда от 11 декабря 2017 г. по делу N 4а-6553/2017, постановление Московского городского суда от 22 января 2018 г. по делу N 4а-7935/2017). Кроме того, юридическое лицо обязано организовать надлежащим образом процесс получения входящей корреспонденции и несет риск неблагоприятных последствий, возникших в связи с неполучением корреспонденции, направленной по адресу места нахождения лица, за исключением случаев, если юридическое лицо докажет, что неполучение корреспонденции произошло по вине третьих лиц, в том числе почтового работника (смотрите решение Прикубанского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 25 ноября 2019 г. по делу N 12-882/2019).
При этом, по мнению судов, ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ не исключает предоставление необходимых документов в контролирующий орган до истечения десяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (смотрите, например: решение Красноярского краевого суда от 10 сентября 2015 г. по делу N 7р-853/2015).
В судебной практики рассматривались дела о привлечении к административной ответственности лиц за непредоставление запрашиваемых документов в срок, указанный в запросе и отличный от срока, предусмотренного ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ. Однако, как правило, в таких случаях срок предоставления документов устанавливался контролирующими органами менее 10 рабочих дней, в связи с чем факт его нарушения не может быть вменен лицу как событие административного правонарушения (смотрите постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2016 г. N 10АП-5773/16.
Однако случаев привлечения к административной ответственности за непредоставление документов по запросу контролирующего органа, если таким органом установлен иной срок, чем указанный в ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, а именно более 10 рабочих дней, нами не обнаружено.
Исходя из сведений, указанных в вопросе, срок предоставления документов по запросу Роспотребнадзора от 20 мая 2021 г. установлен 7 июня 2021 г. Запрос получен проверяемым лицом 21 мая 2021 г. Срок исполнения данного запроса согласно нормам законодательства составляет 10 рабочих дней. В соответствии с общими правилами исчисления сроков 10 рабочих дней истекли в 23 часа 59 мин. 4 июня 2021 г.
Установление более длительного срока в запросе Роспотребнадзора, на наш взгляд, не освобождает проверяемого от соблюдения правовых норм, регламентирующих подобные правоотношения, особенно влекущих за собой негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности. Кроме того, указание в запросе до 7 июня 2021 г., по нашему мнению, не означает, что документы могли быть предоставлены непосредственно 7 июня 2021 г., поскольку подобная конструкция, исходя из буквального толкования, предполагает предоставление документов именно до наступления 7 июня 2021 г., т.е. до 23 часов 59 мин. 6 июня 2021 г.
Таким образом, предоставление запрашиваемых документов проверяемым лицом 7 июня 2021 г., по нашему мнению, является нарушением положений ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов. Окончательное решение по делу может быть принято только судом с учетом всех имеющихся обстоятельств по делу в их совокупности.
К сведению:
Следует обратить внимание, что с 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). Согласно ст. 72 Закона N 248-ФЗ под документарной проверкой в целях данного Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
На основании ч. 4 ст. 72 Закона N 248-ФЗ в том случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
Вместе с тем новый закон о государственном контроле (надзоре) содержит статью 80, которая регламентирует порядок истребования документов, что является новеллой по сравнению с Законом N 294-ФЗ. Так, согласно ч. 1 ст. 80 Закона N 248-ФЗ под истребованием документов понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.
В силу ч. 4 ст. 80 Закона N 248-ФЗ документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии со ст. 21 Закона N 248-ФЗ.
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений о том, в каких именно случаях контролируемому лицу направляются запросы, предусмотренные ст. 72 Закона N 248-ФЗ, а в каких применяется истребование документов, предусмотренное ст. 80 Закона N 248-ФЗ, не обнаружено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
30 июля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.