Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Налоговая инспекция направила в адрес ООО по телекоммуникационным каналам связи: - решение от 25.04.2019 о возобновлении проведения выездной налоговой проверки ООО в 15 ч. 05 мин. 26.04.2019; - решение от 26.04.2019 о приостановлении выездной налоговой проверки ООО в 16 ч. 35 мин. 26.04.2019; - требование о представлении документов (информации) 28.04.2019 в 02 ч. 37 мин. Указанные документы получены ООО 29.04.2019. В такой ситуации должно ли ООО представлять документы?

Налоговая инспекция направила в адрес ООО по телекоммуникационным каналам связи: - решение от 25.04.2019 о возобновлении проведения выездной налоговой проверки ООО в 15 ч. 05 мин. 26.04.2019; - решение от 26.04.2019 о приостановлении выездной налоговой проверки ООО в 16 ч. 35 мин. 26.04.2019; - требование о представлении документов (информации) 28.04.2019 в 02 ч. 37 мин. Указанные документы получены ООО 29.04.2019. В такой ситуации должно ли ООО представлять документы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации документы запрошены налоговым органом после приостановления выездной налоговой проверки, что дает основания считать полученное требование не соответствующим нормам НК РФ и не выполнять его либо обжаловать в установленном порядке.
Не исключаем риск возникновения споров по вопросу привлечения организации к ответственности за непредставление документов (информации) в установленный срок.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, предоставлено право на истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов, а отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки в силу п. 4 ст. 93 НК РФ признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ по п. 1 ст. 126 НК РФ, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119,129.4 и 129.6, 129.9-129.11 НК РФ, а также п.п. 1.1 и 1.2 ст. 126 НК РФ).
При этом установленная ст. 93 НК РФ процедура представления документов по требованию налогового органа не предусматривает основания для неисполнения полученного требования. Определен лишь порядок продления срока представления документов.
В то же время согласно п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
При этом на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, полученные при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в п. 26 постановления от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ", налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
В таких случаях течение срока на представление документов, предусмотренного п. 3 ст. 93 НК РФ, не приостанавливается (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
Таким образом, налогоплательщик обязан представить документы по требованию налогового органа, полученного до момента приостановления проверки.
Отметим, что Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
В п. 11 Порядка указано, что датой направления налогоплательщику Требования о представлении документов или датой представления налоговому органу истребуемого документа в электронном виде по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. При этом Требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика (п. 12 Порядка).
В рассматриваемой ситуации проверка приостановлена 26.06.2019, а требование о представлении документов (как Вы уточнили - от 25.04.2019) направлено организации только 28.04.2019 и получено организацией 29.04.2019. То есть документы запрошены налоговым органом после приостановления проверки, что дает основания считать его не соответствующим нормам НК РФ.
Данный вывод подтверждается арбитражной практикой. Так, например, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 29.12.2014 N Ф04-13105/14 по делу N А81-272/2013 судьи признали неправомерным привлечение к ответственности налогоплательщика за непредставление документов по требованию, составленному до приостановления проверки, но направленному налогоплательщику вместе с решением о ее приостановлении. Судом отмечено, что документы фактически запрошены инспекцией в период приостановления выездной налоговой проверки.
В таком случае организация на основании ст. 21 НК РФ вправе:
- не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (пп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- обжаловать в порядке, установленном ст. 138 НК РФ, неправомерные действия инспекции по истребованию документов в период приостановления проверки (пп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ).
При этом в случае непредставления документов по такому требованию организации необходимо быть готовой отстаивать свою позицию в суде.
Одновременно необходимо учитывать, что само по себе истребование налоговым органом документов в ходе проверки с учетом приостановления такой проверки не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика, влекущих отмену вынесенного по результатам проверки решения (постановление АС Московского округа от 30.06.2015 N Ф05-7720/15 по делу N А40-117605/2014).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки;
- постановление АС Поволжского округа от 10.07.2015 N Ф06-24975/15;
- постановление АС Северо-Западного округа от 21.01.2019 N Ф07-15324/18;
- постановление Двадцатого ААС от 16.03.2017 N 20АП-8363/16;
- постановление АС Северо-Западного округа от 21.01.2019 N Ф07-15324/18.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

17 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.