Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку у контрагента (поставщика) Общества. Налоговый орган в рамках встречной проверки, обосновывая требование о проведении выездной налоговой проверки у Организации, запросил копии документов по взаимоотношениям с данным контрагентом, поставившим в адрес Общества товар. Обществом получено из налогового органа требование о представлении документов и информации со ссылкой на статьи 93, 93.1 НК РФ. Обществом не заявлены какие-либо налоговые льготы или требование возврата (зачета) средств из бюджета. Общество не является участником регионального инвестиционного проекта. Обязано ли Общество сообщать налоговому органу информацию о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации Обществу целесообразно представить налоговому органу документы и информацию, относящие к его взаимоотношениям с проверяемым контрагентом (поставщиком).
Требования налогового органа, касающиеся представления информации о целях приобретения товара Обществом, о дальнейшей реализации этого товара либо использовании его в производстве, представляются необоснованными. Однако это не исключает возможности для Организации представить налоговому органу все затребованные документы и информацию в добровольном порядке, для исключения риска внеочередной выездной налоговой проверки и других последствий. В любом случае отказ от представления каких-либо документов, скорее всего, придется отстаивать в суде.
Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы наряду с документами, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, вправе требовать также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. В частности, такое право возникает у налогового органа в рамках проведения налоговой проверки (ст.ст. 88, 93 НК РФ).
Кроме того, налоговый орган может направлять контрагентам проверяемого налогоплательщика и иным лицам требования о представлении документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - в рамках налоговых проверок, а также при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п.п. 1, 4 ст. 93.1 НК РФ).
В рассматриваемом случае налоговый орган интересуют взаимоотношения Общества с его поставщиком. Поскольку у контрагента Общества проводится выездная налоговая проверка, в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у Общества документы, касающиеся деятельности поставщика. Перечень таких документов (информации) законодателем не ограничен. Согласно официальным разъяснениям к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869). В письме Минфина России от 30.08.2006 N 03-02-07/1-234 отмечается, что налоговый орган в рамках проведения налоговой проверки вправе запросить у организации-контрагента книгу покупок; счета-фактуры по приобретенным товарам, работам, услугам; документы, подтверждающие уплату сумм НДС в бюджет; приказ об учетной политике и декларации по НДС.
В частности, при выявлении в налоговой декларации по НДС, представленной контрагентом, несоответствия сведений об операциях, содержащихся в ней, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (например, Обществом), налоговый орган имеет право затребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к таким операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). При этом перечень "иных документов" в налоговом законодательстве не расшифрован, что дает возможность налоговым органам толковать данный термин расширительно.
В связи с изложенным выше считаем, что в рассматриваемой ситуации налоговый орган имеет право истребовать у Общества любую информацию и документы, касающиеся взаимоотношений с контрагентом, а Общество, в свою очередь, обязано их представить. Данное мнение подтверждается судебной практикой: к примеру, в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 N 12АП-8096/17 указано, что для подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС налогоплательщик должен был представить на проверку в налоговый орган не только счета-фактуры, товарные накладные и акты выполненных работ, но и иные первичные учётные документы, совокупность которых подтверждает не только факт приобретения товара (работ, услуг), но и их использование в деятельности, облагаемой НДС. Под упомянутыми иными документами понимались приказы об учётной политике, главные книги, книги продаж, анализы счетов бухгалтерского учёта, регистры налогового учёта доходов от реализации, налоговые регистры аналитического учёта доходов и расходов, оборотно-сальдовые ведомости и т.п., которые были перечислены в требованиях налогового органа о представлении документов.
С другой стороны, зачастую судами признавались необоснованным требования налоговых органов представлять документы, не относящиеся к конкретным операциям (по которым у инспекции возникли вопросы к контрагентам) и не являющиеся основанием для исчисления налога, например сводные бухгалтерские регистры, приказ об учетной политике, приказ о назначении руководителя на соответствующие должности, приказ об увольнении руководителя, кадровые документы (постановление Верховного Суда России от 09.07.2014 N 46-АД14-15, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1921/16, от 28.04.2016 N Ф02-1859/16, ФАС Поволжского округа от 19.09.2013 N А55-31523/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 N А69-336/2009).
В связи с этим мы считаем необоснованными требования налогового органа о представлении информации о целях приобретения товара Обществом, о его дальнейшей реализации либо использовании в производстве. Однако данные соображения не исключают возможности для Общества представить налоговому органу все затребованные документы и сведения в добровольном порядке для исключения риска внеочередной выездной налоговой проверки и других последствий. В любом случае, отказ от представления каких-либо документов, скорее всего, придется отстаивать в суде.
К сведению:
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок;
- Энциклопедия решений. Требование налогового органа о представлении документов (информации);
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
2 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.