Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Организация включается в реестр субъектов малого предпринимательства. 10 августа планируется обновление списков. Все субъекты малого предпринимательства освобождаются от проверок на три года. У организации в сентябре назначена плановая проверка Ространснадзора. Сможет ли организация воспользоваться данной льготой?

Организация включается в реестр субъектов малого предпринимательства. 10 августа планируется обновление списков. Все субъекты малого предпринимательства освобождаются от проверок на три года. У организации в сентябре назначена плановая проверка Ространснадзора. Сможет ли организация воспользоваться данной льготой?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в данном случае вправе представить в орган надзора заявление об исключении проверки в отношении нее из ежегодного плана проверок либо представить должностным лицам органа надзора документы, подтверждающие отнесение организации к субъектам малого предпринимательства, непосредственно при проведении плановой проверки, что является основанием для прекращения такой проверки.

Обоснование вывода:
К отношениям, связанным с проведением Ространснадзором плановых проверок, применяются, в частности, нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), что следует из ст. 1 и ч. 6 ст. 26.1 этого Закона (смотрите также п. 3 Административного регламента...*(1), утвержденного приказом Минтранса РФ от 13.12.2011 N 313).
Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП), за исключениями, установленными частями 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.
Приведенные нормы не содержат указания на то, что организация не подлежит плановым проверкам только в том случае, если сведения о ней содержатся в Едином реестре СМП или были размещены в нем на момент составления ежегодного плана проверок. Из буквального прочтения ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ следует, что по общему правилу в указанный период организация, соответствующая признакам СМП, определенным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, исключается из числа лиц, в отношении которых проводятся плановые проверки. При этом нормами ст. 4 Закона N 209-ФЗ не предусмотрено, что для отнесения организации к СМП сведения о ней должны содержаться в Едином реестре.
При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы надзора обязаны посредством межведомственного взаимодействия проверять информацию об отнесении субъектов, включаемых в ежегодный план, к СМП. С этой целью в ФНС России направляется запрос о представлении в отношении включаемого в ежегодный план субъекта сведений из Единого реестра СМП (ч. 6.3 ст. 9, ч. 4 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ; п. 3.1 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489).
Представляется очевидным, что данная процедура вызвана необходимостью соблюдения требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ, поскольку для реализации прав СМП при планировании проверок органам надзора необходимо располагать соответствующей информацией. На сегодняшний день информация о СМП консолидируется в Едином реестре. Соответственно, при получении ответа от ФНС России об отсутствии сведений об организации, включаемой в ежегодный план, в Едином реестре СМП орган надзора не имеет оснований не включить такую организацию в план проверок.
Вместе с тем, учитывая ранее изложенное, само по себе это не означает, что такая организация автоматически лишается гарантий, предоставленных ей ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.
Так, согласно ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ организация (ИП) вправе подать в орган надзора в установленном Правительством РФ порядке заявление об исключении проверки в отношении нее из ежегодного плана, если полагает, что проверка включена в него в нарушение положений данной статьи.
Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 утверждены Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок (далее - Правила). Согласно пунктам 2-7 Правил для исключения проверки из ежегодного плана лицо, отвечающее признакам СМП, направляет в утвердивший ежегодный план орган надзора заявление по установленной форме и прилагаемые к нему документы.
По смыслу пункта 10 Правил орган надзора может принять решение об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана только в том случае, если такой отказ обусловлен требованиями ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.
Учитывая изложенное полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации не лишена возможности подать в орган надзора заявление об исключении проверки в отношении нее из ежегодного плана несмотря на то, что формальных нарушений при включении такой проверки в ежегодный план не имелось.
Еще раз подчеркнем, что по смыслу ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ организация освобождается от плановых проверок уже в силу соответствия ее условиям отнесения к СМП, то есть независимо от того, обладала ли она статусом СМП на момент составления ежегодного плана проверок или нет. Данный вывод подтверждается и при обращении к ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ, согласно которой в случае представления должностным лицам органа надзора при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица к СМП, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 упомянутой статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт (смотрите также постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 г. N 02АП-10355/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

27 июля 2018 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полное наименование документа: Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности.