Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Исправление реестровой ошибки в записи кадастра недвижимости о сооружении, связанной с тем, что сооружение фактически находится в границах другого земельного участка

Исправление реестровой ошибки в записи кадастра недвижимости о сооружении, связанной с тем, что сооружение фактически находится в границах другого земельного участка

Федеральное государственное бюджетное учреждение (далее - учреждение) эксплуатирует очистные сооружения, закрепленные за ним на праве оперативного управления. Между тем сами очистные сооружения, находящиеся в собственности РФ и закрепленные за учреждением на праве оперативного управления, расположены на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Земельный участок, на котором расположены очистные сооружения, были переданы в муниципальную собственность на основании распоряжения территориального управления Росимущества о безвозмездной передаче имущества пять лет назад.
Как оказалось, это стало возможным в связи с тем, что в ЕГРН отсутствует информация о расположении очистных сооружений, закрепленных за учреждением, в пределах земельного участка, ныне находящегося в муниципальной собственности. То есть привязка очистных сооружений, закрепленных за учреждением, за земельным участком, на котором они фактически расположены, в ЕГРН отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН этот объект недвижимости расположен на совершенно иных участках, не принадлежащих учреждению, но фактически это не так.
Учреждением был изготовлен межевой план, в котором кадастровый инженер действительно подтвердил обстоятельства нахождения объекта недвижимости РФ - очистных сооружений в пределах муниципального земельного участка.
Кто в данном случае правомочен обратиться за внесением изменений в ЕГРН? Можно ли обязать орган местного самоуправления внести изменения в ЕГРН о нахождении федеральных очистных сооружений в пределах муниципального земельного участка?
Указанные обстоятельства необходимы для последующей передачи земельного участка из муниципальной собственности в федеральную.

Основные сведения об объекте недвижимости, включая описание местоположения такого объекта, вносятся в кадастр недвижимости, являющийся частью Единого государственного объекта недвижимости (ЕГРН) (п. 1 ч. 2 ст. 7, п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

В записи кадастра недвижимости о сооружении указываются, помимо прочего, описание местоположения границ сооружения; кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) расположено сооружение (указанные сведения вносятся в том числе при внесении в ЕГРН записей о земельном участке, в границах которого расположено сооружение) (подп. 3, 7 п. 31 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514, далее - Порядок).

Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, регламентирован ст. 61 Закона N 218-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном этим федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу того же Закона (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

- осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

- внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

- внесения в ЕГРН сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

Как отмечается в судебной практике, из анализа ст. 61 Закона N 218-ФЗ следует, что разрешение требований об исправлении реестровой ошибки является по сути установлением ошибочности сведений, содержащихся в документе, на основании которого ошибочные сведения внесены в ЕГРН (постановление Девятого ААС от 25.08.2023 N 09АП-47351/23).

На наш взгляд, из вопроса следует, что в рассматриваемом случае речь идет о реестровой ошибке, допущенной в описании местоположения очистных сооружений на земельном участке в связи с ошибками в документах, на основании которых сведения были внесены в кадастр недвижимости: имеющиеся в ЕГРН сведения не отражают фактическое местоположение упомянутых сооружений на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, при этом в ЕГРН содержится ошибочное указание на расположение сооружений на ином земельном участке (или участках). То есть ошибка допущена и в описании местоположения сооружения, и в сведениях кадастра недвижимости о земельных участках, принадлежащих другим правообладателям (подп. 9 п. 21 Порядка).

Закон N 218-ФЗ не конкретизирует перечень лиц, которые вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением об исправлении технической ошибки. Учитывая, что федеральное государственное бюджетное учреждение обладает сооружениями на вещном праве, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом (п. 1 ст. 216, п. 1 ст. 296 ГК РФ), и является лицом, заинтересованным в отражении в ЕГРН достоверной информации о сооружениях и земельном участке, в границах которого они располагаются, полагаем, что в подобной ситуации учреждение вправе выступить заявителем при обращении в орган регистрации прав, представив соответствующее заявление (смотрите приложение N 1 к приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310, смотрите также постановление Тринадцатого ААС от 22.06.2023 N 13АП-13949/23), а также документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки (межевой план).

Однако необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Как указывают судьи, в силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости (решение АС Республики Адыгея от 01.09.2023 по делу N А01-1017/2022).

Представляется, что в рассматриваемом случае исправление ошибочных сведений о местоположении сооружения может повлиять на права муниципального образования как правообладателя земельного участка, в границах которого фактически расположены очистные сооружения.

В связи с этим, по нашему мнению, более перспективным вариантом действий в этой ситуации является обращение учреждения в суд с иском к муниципальному образованию об исправлении реестровой ошибки в записях кадастра недвижимости об очистных сооружениях и о земельном участке, в границах которого они фактически находятся (смотрите, в частности, постановление АС Московского округа от 01.09.2021 N Ф05-15743/21, постановление Четырнадцатого ААС от 14.06.2019 N 14АП-10440/18, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 12.11.2024 по делу N 33-12703/2024).

На основании вступившего в законную силу решения суда орган регистрации сможет принять решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях о земельных участках, в которых в настоящее время ошибочно указано на расположение в границах этих участков очистных сооружений, и направить это решение правообладателям таких участков для обеспечения исправления реестровой ошибки (ч. 6 ст. 61 Закона N 218-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

27 января 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.