Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Урегулирование разногласий между потребителем и региональным оператором по вопросу о периодичности вывоза ТКО и порядке определения объема ТКО

Урегулирование разногласий между потребителем и региональным оператором по вопросу о периодичности вывоза ТКО и порядке определения объема ТКО

Региональный оператор (Омская область) предложил потребителю заключить соглашение об изменении условий договора об обращении с ТКО в части периодичности вывоза ТКО, определив периодичность в соответствии с СанПиН. Ранее вывоз осуществлялся 3 раза в месяц. У потребителя образуются только офисные отходы, раздельный сбор отходов потребителем не осуществляется. В договоре объем ТКО определяется исходя из количества и объема контейнеров. Потребителю такое изменение договора невыгодно, так как с предложенной региональным оператором периодичностью вывоза отходов контейнеры не успевают заполняться, а оплачивать необходимо весь объем контейнеров. Прав ли региональный оператор в этой ситуации, настаивая на изменении условий договора?

Все собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Договор является публичным (ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Порядок заключения договора оказания услуг по обращению с ТКО определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, далее - Правила N 1156). Проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО составляется в соответствии с Типовым договором и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ (с п. 8.10 Правил N 1156).

В соответствии с подп. "б" и "в" п. 25 Правил N 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, а также периодичность и время вывоза ТКО.

На основании п. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством РФ.

В силу п. 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.05.2024 N 671, далее - Правила N 671) в целях осуществления расчетов с потребителями коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" п. 6 тех же Правил, за исключением случаев, указанных в пп. 9-12 тех же Правил.

Абзацем вторым подп. "а" п. 6 Правил N 671 установлено, что коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления ТКО. Согласно абзацу третьему того же подпункта коммерческий учет осуществляется количества и объема контейнеров, бункеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, в показателях объема и (или) массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности ТКО, определенной в соответствии с п. 5 Правил N 671 (в случае, если коммерческий учет осуществляется в показателях массы).

В п. 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, далее - Обзор от 13.12.2023) указано, что при отсутствии на территории субъекта РФ организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Также п. 12 Обзора от 13.12.2023 определено, что, если в субъекте РФ реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров. При этом отмечается, что раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта РФ видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. Уменьшение количества контейнеров до одного на каждом объекте накопления отходов не позволит выполнить требования нормативного акта субъекта РФ, согласно которому для обеспечения раздельного накопления необходимо иметь не менее двух контейнеров (для смешанных отходов и вторичного сырья).

Исходя из пп. 8, 11 Правил N 671, учет по нормативу накопления является приоритетным. Коммерческий учет объема и (или) массы ТКО осуществляется расчетным путем в соответствии с абзацем третьим подп. "а" п. 6 тех же Правил (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО) в отношении ТКО, образуемых потребителями в зданиях, строениях, сооружениях (за исключением многоквартирных домов и жилых домов), нежилых помещениях (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) и на земельном участке и складируемых в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерной площадке, на которую согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО складируются ТКО, образующиеся у одного потребителя, на основании заявления потребителя.

Таким образом, по условиям договора коммерческий учет ТКО может определяться исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, при этом стоимость услуг связана с периодичностью вывоза ТКО. Также потребитель может выбрать альтернативный способ учета ТКО - по нормативу накопления.

В Омской области соответствующие нормативы утверждены приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области".

Периодичность вывоза ТКО определяется в соответствии с п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).

Установленная п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 периодичность вывоза ТКО является императивной, что подчеркивается и в судебной практике (смотрите, например, решение АС Ростовской области от 11.06.2024 по делу N А53-4488/2024).

Таким образом, периодичность вывоза ТКО является императивной. Однако потребитель не лишен возможности настаивать на изменении способа учета ТКО и определения объема ТКО исходя из нормативов накопления. Поэтому полагаем, что в ответ на обращение регионального оператора с предложением об изменении условий договора потребитель вправе согласиться с периодичностью вывоза, но предложить одновременно изменить способ учета ТКО с применением учета по нормативу накопления. Разногласия, возникшие у сторон в связи с изменением условий договора, могут быть урегулированы в судебном порядке (п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Также могут быть полезны следующие документы:

- постановление АС Волго-Вятского округа от 19.04.2024 N Ф01-9442/23 по делу N А29-3252/2023. Региональный оператор уведомил Потребителя о прекращении действия ранее заключенных договоров и заключении нового договора на условиях учета объема ТКО исходя из нормативов накопления. Суды пришли к выводу о правильности вывода о том, что расчет объема ТКО в договоре и приложении подлежит определению исходя из количества и объема контейнера для складирования ТКО, равного 0,7 кубического метра. Уменьшение объема подлежащих вывозу ТКО в соответствии с выбранным истцом порядком расчета возможно только путем установки и включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО контейнеров меньшего объема. Судом также установлено, что предложенная Потребителем периодичность вывоза ТКО - один раз в месяц не соответствует установленным требованиям СанПиН 2.1.3684-21;

- решение АС Саратовской области от 23.10.2024 по делу N А57-9249/2024. Судом установлено, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. Вывоз ТКО должен осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами, соблюдение которых является обязательным для регионального оператора в части периодичности вывоза ТКО;

- постановление АС Волго-Вятского округа от 19.08.2024 N Ф01-3390/24 по делу N А29-5347/2023. Судом установлено, что расчет задолженности исходя из количества, объема контейнеров и периодичности их вывоза в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 произведен правомерно;

- Вопрос: Возможно ли производить коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2024 г.);

- Вопрос: Порядок изменения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в судебном порядке (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мейланова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

15 ноября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.