Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Должна ли деятельность по передаче имущества в безвозмездное пользование быть закреплена в уставе казенного учреждения?

Должна ли деятельность по передаче имущества в безвозмездное пользование быть закреплена в уставе казенного учреждения?

Муниципальное казенное учреждение приняло по акту приема-передачи от администрации округа в оперативное управление трактора для работы по очистке дорог в поселениях в зимний период. По соглашению с сельскими поселениями трактора будут переданы им во владение (на основании договоров безвозмездного пользования). Поселения настаивают на том, что в устав муниципального казенного учреждения нужно внести изменения в связи с расширением деятельности. В данный момент в уставе есть пункт о дополнительных видах деятельности.
Должно ли муниципальное казенное учреждение внести изменения в устав?

Затрудняемся однозначно ответить на вопрос. Поясним почему.

В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (ст. 52 ГК РФ), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абзац второй того же пункта).

В отличие от коммерческих организаций, государственные и муниципальные учреждения, являющиеся некоммерческими организациями (подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ), обладают специальной (целевой) правоспособностью (смотрите п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21, далее - Постановление N 21).

Пунктом 4 ст. 50 ГК РФ установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

В отношении бюджетных и казенных учреждений закон предусматривает специальное правило, а именно: Согласно п. 3.1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.12.2022 N 535-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2023) устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать, помимо прочего, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Как видим, приведенная норма не ограничивает необходимость включать в устав казенного учреждения сведения об осуществляемых им видах деятельности исключительно приносящей доход деятельностью.

При этом необходимо заметить, что в гражданском законодательстве не содержатся определения понятий "деятельность" или "вид деятельности".

Не имеет однозначного решения вопрос о том, можно ли разовую сделку (например, по предоставлению имущества в безвозмездное пользование) рассматривать как осуществление деятельности определенного вида.

В отношении предпринимательской деятельности в правоприменительной практике можно обнаружить позицию, согласно которой разовая сделка не образует нового вида предпринимательской деятельности, т.к. отсутствует такой ее критерий, как систематичность (п. 1 ст. 2 ГК РФ) (решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-133210/2022).

Однако с учетом целевой правоспособности казенных учреждений возможно и иное, расширительное толкование понятия "деятельность", предполагающее, что любые сделки казенного учреждения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, распоряжению имуществом такого учреждения должны соответствовать целям создания учреждения и быть предусмотрены уставом этого юридического лица.

В упомянутом выше п. 1 Постановления N 21 указано, что сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, закрепленной законом или иным правовым актом, ничтожны (ст. 168 ГК РФ).

Поэтому если в рассматриваемом случае в уставе МКУ отсутствует такой вид деятельности, как передача имущества в безвозмездное пользование, для минимизации правовых рисков считаем целесообразным внести соответствующие изменения в устав учреждения, даже если передача тракторов в безвозмездное пользование сельским поселениям будет иметь характер разовой сделки.

Изложенный вывод является нашим экспертным мнением. Судебной практики, в которой анализировалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

18 ноября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.