Подлежит ли списанию неустойка, образовавшаяся при исполнении контракта на капитальный ремонт кровли здания, если работы были выполнены качественно, но не в неполном объеме по объективным причинам?
Учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ был заключен контракт на капитальный ремонт кровли здания. В ходе исполнения контракта некоторые работы были выполнены в неполном объеме по объективным причинам, например:
- не в полном объеме выполнен демонтаж стяжки (фактически объем работ был меньше, чем предусмотрено сметой);
- меньше расходов на утилизацию мусора (фактическое количество мусора, образовавшегося при ремонте, меньше, чем предусмотрено в смете).
Работы подрядчиком выполнены качественно.
Подрядчик работы выполнил с задержкой сроков (сроки не продлевали, не переносили). Учреждением были выставлены суммы неустоек (пеней) за ненадлежащее исполнение контракта.
Можно ли фактически выполненные работы в меньшем объеме, чем предусмотрено сметой, считать экономией? Считается ли данный контракт исполненным подрядчиком в полном объеме? Можно ли списать неустойку (пени)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, приведенная в вопросе информация не свидетельствует о наличии оснований для квалификации образовавшейся разницы в объемах выполненных работ как экономии подрядчика. Однако контракт в рассматриваемом случае следует считать исполненным полностью, а неустойка - подлежащей списанию при наличии оснований, предусмотренных Постановлением N 783.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, в случаях, предусмотренных ч. 24 ст. 22 этого Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Возможность одностороннего изменения условий контракта, в том числе его цены, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (письмо Минфина России от 12.12.2017 N 24-03-07/82968, письмо Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300).
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда, правила которого применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 той же статьи), подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (п. 1 ст. 746 ГК РФ)*(1). Как разъяснялось в п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Следует также учитывать, что в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. В отсутствие иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. На то, что предмет договора, то есть выполняемые подрядчиком работы и их результат определяются именно технической документацией, указывает и судебная практика (постановления ФАС Центрального округа от 21.01.2008 N А62-830/2007, Девятнадцатого ААС от 25.06.2008 N 19АП-2515/08, апелляционное определение Московского городского суда от 14.04.2015 N 33-12566/15).
В то же время в соответствии с п. 6 ст. 709 ГК РФ*(2) подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов*(3). Согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, причем закон не указывает на необходимость выделения этих составляющих.
Из приведенных норм следует, что заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы в соответствии с установленной контрактом ценой (сметой). При этом составление сметы является только способом определения цены, иного значения она в соответствии с законом не имеет. Ни одна из приведенных норм не позволяет заказчику изменить цену контракта или уплатить исполнителю иную сумму за фактически выполненные работы по сравнению с предусмотренной контрактом ценой в зависимости от фактических расходов подрядчика.
Таким образом, в рассматриваемом случае в отсутствие доказательств снижения качества работ выполненные в соответствии с контрактом работы должны быть оплачены по твердой цене, определенной условиями контракта (смотрите, например, постановление Девятого ААС от 17.09.2024 N 09АП-58142/24 по делу N А40-56373/2024, постановление Девятого ААС от 04.10.2024 N 09АП-59302/24 по делу N А40-119199/2024, постановление Одиннадцатого ААС от 18.10.2024 N 11АП-8712/24 по делу N А55-39935/2023, постановление Восьмого ААС от 05.07.2019 N 08АП-6540/19, постановление Пятнадцатого ААС от 11.03.2019 N 15АП-2046/19, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2018 N Ф02-3275/18 по делу N А58-6945/2017)*(4), *(5).
Соответственно, по нашему мнению, в рассматриваемом случае контракт следует считать исполненным полностью. При этом согласно пп. 1 и 2 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключениями, перечисленными в п. 2 Правил.
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 3 Правил списание осуществляется заказчиком в том числе в следующих случаях и в следующих размерах:
- если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (подп. "а" п. 3 Правил). В этом случае заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в полном объеме (подп. "а" п. 3 Правил). Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. "а" п. 5 Правил);
- если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек. Уплата 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек должна подтверждаться информацией администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда РФ) о зачислении уплаченных контрагентом сумм неустоек в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда РФ) или информацией о зачислении средств, уплаченных контрагентом на счет заказчика или автономного учреждения, юридического лица (подп. "б" п. 3, подп. "б" п. 5, п. 6 Правил).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п. 4 Правил). В силу п. 7 Правил в случае, если контрагент не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Как следует из пп. 8, 9 Правил, вопрос о списании рассматривается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки таких решений, которая при наличии вышеуказанных оснований и документов принимает решение о списании в течение десяти дней со дня осуществления сверки расчетов с контрагентом по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней). Решение оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию, предусмотренную п. 9 Правил. Непосредственно списание осуществляется заказчиком на основании указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 11 Правил).
В течение 20 дней со дня принятия решения о списании заказчик направляет контрагенту письменное уведомление о списании с указанием размера суммы списанных неустоек (штрафов, пеней) по форме, являющейся приложением к Правилам (п. 13 Правил).
Из приведенных норм следует, что списание при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств для заказчика обязательно (смотрите также письмо Минфина России от 19 июня 2020 г. N 24-03-08/53032, п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, определения ВС РФ от 04.07.2023 N 304-ЭС23-10119, от 13.10.2023 N 307-ЭС23-19208, от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242, от 22.12.2017 N 302-ЭС17-13455, постановление Шестого ААС от 20 февраля 2024 г. N 06АП-7085/23 по делу N А73-14656/2023, постановление Семнадцатого ААС от 20 февраля 2024 г. N 17АП-224/24 по делу N А71-17149/2023).
Таким образом, в описанной ситуации при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств списание неустоек для заказчика обязательно. Если заказчик был обязан списать неустойку, но не делал этого или удержал неустойку, то суд вправе самостоятельно установить наличие оснований для списания неустойки (смотрите постановление Седьмого ААС от 17 апреля 2023 г. N 07АП-2525/23 по делу N А03-17208/2022). В таком случае при наличии спора о взыскании неустойки заказчику может быть отказано во взыскании безосновательно не списанной неустойки (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф08-12117/23 по делу N А63-18973/2022, постановление АС Московского округа от 6 декабря 2023 г. N Ф05-27710/23 по делу N А40-30065/2023, постановление АС Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2023 г. N Ф08-11839/23 по делу N А32-24292/2023, постановление АС Северо-Западного округа от 20 декабря 2023 г. N Ф07-18552/23 по делу N А56-15082/2023, постановление АС Дальневосточного округа от 21 ноября 2023 г. N Ф03-4231/23 по делу N А73-3348/2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
6 ноября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с чч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ и подлежащая проверке в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ, только обосновывает начальную (максимальную) цену контракта. При этом контракт в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной победителем закупки (смотрите также письмо Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933, письмо Минэкономразвития России от 21.12.2016 N Д28и-3504).
*(2) К отношениям по договору строительного подряда применяются также общие положения ГК РФ о подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
*(3) Продолжением принципа неизменности согласованной цены договора подряда является правило, установленное п. 1 ст. 710 ГК РФ, согласно которому если фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда. Исключение составляют случаи, когда заказчиком доказано, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Как указывают суды, по смыслу ст. 710 ГК РФ экономия подрядчика связана с использованием им более эффективных методов выполнения работы, изменением рыночной цены материалов, которая учитывалась при заключении договора, но не вызвана сокращением проектных объемов работ, невыполнением работ или изменением проектных решений в сторону более дешевых (например, заменой материалов на более дешевые) или завышением расценок при составлении сметной документации (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 07.08.2017 N Ф06-23413/17, АС Северо-Западного округа от 12.10.2017 N Ф07-11109/17, АС Уральского округа от 03.10.2018 N Ф09-6404/18, АС Дальневосточного округа от 23.01.2019 N Ф03-6028/18). На наш взгляд, приведенная в вопросе информация не свидетельствует о наличии оснований для квалификации образовавшейся разницы в объемах выполненных работ как экономии подрядчика.
*(4) Вместе с тем значительное уменьшение объемов фактически выполненных работ по сравнению с объемами работ, предусмотренными контрактом, может послужить основанием для выводов суда о наличии неосновательного обогащения на стороне подрядчика (смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 04.12.2023 N 15АП-16449/23 по делу N А32-53755/2022, постановление АС Северо-Западного округа от 10.10.2022 N Ф07-12218/22 по делу N А21-2647/2018).
*(5) Отметим, что на основании п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого в том числе является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, при изменении объема и (или) видов выполняемых работ. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на 10% цены контракта. Соответственно, объем предусмотренных контрактом работ в рассматриваемом случае может быть уменьшен по соглашению сторон на основании приведенной нормы в целях приведения условий контракта к фактическим обстоятельствам. Однако в отсутствие такого соглашения следует исходить из того, что контракт должен быть оплачен по предусмотренной им цене.