Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Земельные участки, в отношении которых не установлена территориальная зона

Земельные участки, в отношении которых не установлена территориальная зона

Участок находится в собственности компании. Для участка градостроительное зонирование не осуществлено. Компания в настоящее время не может изменить вид разрешенного использования.
Как возможно использовать участок в случае, если в отношении него не осуществлено градостроительное зонирование?

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Виды разрешенного использования земельных участков (далее - ВРИ) определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исходя из целей и задач земельных участков для сельскохозяйственного производства, полагаем, что они соответствуют коду 1.0 Классификатора и виду разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование".

Аналогичный вывод нашел свое отражение в следующей судебной практике: смотрите постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2018 г. N Ф04-2371/18 по делу N А46-13895/2017, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2018 г. N 08АП-16950/17, решение Арбитражного суда Омской области от 7 ноября 2017 г. по делу N А46-13895/2017, оставленное без изменений постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2018 г. N 08АП-16950/17: "Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" соответствует виду разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование".

Такие же выводы содержатся и в письме Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.09.2017 N 15-Б-4017/ог.

ВРИ "сельскохозяйственное использование" (код 1.0) предусматривает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

При необходимости ВРИ "для сельскохозяйственного производства" может быть уточнен (путем установления соответствия действующему классификатору) на ВРИ "сельскохозяйственное использование" (код 1.0).

Так, в соответствии с пп. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Как видно из указанных положений, законодатель разграничивает процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка (данная процедура регулируется ст. 37 ГрК РФ) и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору (данная процедура регулируется п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, при установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору такой ВРИ не изменяется, а уточняется.

Важно отметить, что земельные участки для сельскохозяйственного использования (производства) могут находиться как в границах населенного пункта, так и на землях сельскохозяйственного назначения (в этой связи смотрите п. 11 ст. 85 ЗК РФ, пп. 9, 10 ст. 35 ГрК РФ).

Если же собственник земельного участка хочет изменить вид разрешенного использования земельного участка на иной ВРИ (а не установить соответствие действующему классификатору), необходимо исходить из следующего.

В соответствии со ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Смотрите Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах такой территории, не допускается.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно пп. 6-9 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Просим обратить особое внимание на следующее.

В силу п. 6, 7 ст. 35 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В этой связи рекомендуем для ознакомления следующий материал: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2013 г. (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) (разъяснения, вопрос 5): "Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены".

Для общего ознакомления смотрите:

- письмо Министерства экономического развития РФ от 8 июля 2008 г. N Д08-1995 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий категории земель сельскохозяйственного назначения" (обращение губернатора Вологодской области от 11.06.2008 N 01-33/871): "Таким образом, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В отношении иных сельскохозяйственных земель изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом";

- письмо Министерства экономического развития РФ от 18 октября 2010 г. N Д23-4204 "По вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения";

- Вопрос: Каким образом определить пределы разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственных угодий? Возможно ли осуществлять строительство на сельскохозяйственных угодьях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.): "...на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями, за исключением строительства жилых домов, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности".

В связи с изложенным прежде всего необходимо понять, отнесен ли указанный в вопросе земельный участок к землям, градостроительные регламенты на которые не устанавливаются.

Перечень таких земель приведен выше (п. 6 ст. 35 ГрК РФ).

Если указанный в вопросе земельный участок не отнесен к данному перечню, считаем возможным инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования путем установления желаемой территориальной зоны и градостроительных регламентов к ней.

Данная процедура осуществляется по правилам ст. 31-33 ГрК РФ.

Можем предположить, что указанный в вопросе земельный участок отнесен органами местного самоуправления к сельскохозяйственным угодьям.

В этой связи рекомендуем для ознакомления следующую судебную практику. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2013 г. (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) (разъяснения, вопрос 5): Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данная правовая позиция также содержится в следующих судебных решениях:

- кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2021 г. N 48-КАД21-18-К7;

- постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2022 г. N Ф05-3348/16 по делу N А41-51200/2014;

- постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2022 г. N Ф08-3256/22 по делу N А53-18839/2021;

- кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 г. по делу N 8а-6052/2022[88а-8278/2022].

Дополнительно сообщаем, что в силу п. 2 ст. 83, ст. 84 ЗК РФ границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Установление, изменение границ городских и сельских населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

28 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.