Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Перерасчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО после согласования условий договора с региональным оператором

Перерасчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО после согласования условий договора с региональным оператором

В п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 13.12.2023 указано, что потребитель имеет право требовать перерасчета после согласования условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
1. В какой форме можно реализовать данное право?
2. Входит ли период, за который потребитель может требовать перерасчета, в период согласования спорных условий?

Как презюмируется судами, договор об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) и подчиняется регулированию, предусмотренному нормами специального законодательства, правилами об отдельных видах договоров (ст. 783 ГК РФ, глав 37 и 39), общими положениями о договоре и обязательствах (п. 1 ст. 307.1 ГК РФ). Указанный договор не является абонентским (ст. 429.4 ГК РФ), поскольку не предполагает взимания платы за неоказанную услугу и прямо не поименован в законодательстве в качестве абонентского (п. 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, далее - Обзор от 13.12.2023) (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.08.2024 N Ф03-3089/24 по делу N А73-12462/2023, Арбитражного суда Центрального округа от 07.10.2024 N Ф10-3707/24 по делу N А08-7845/2023), Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2024 N Ф04-3654/24 по делу N А70-13061/2023).

Для регионального оператора договор об оказании услуг по обращению с ТКО является публичным (ст. 426 ГК РФ, п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Пунктом 8.11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156)) предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 8.12 Правил N 1156 если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора об оказании услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора об оказании услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор об оказании услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях Типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8.10 тех же Правил.

В силу п. 8.15 Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный п. 8.14 данных Правил, договор об оказании услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8.10 Правил N 1156.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 3 Обзора от 13.12.2023, договор с региональным оператором по общему правилу считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора. Вместе с тем при недобросовестном уклонении регионального оператора от урегулирования разногласий потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществления перерасчета платы за оказанные услуги.

Данная позиция также нашла отражение в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2024 N Ф08-4757/24 по делу N А53-22779/2023, решениях Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2024 по делу N А40-81241/2024, Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2024 по делу N А19-28957/2023, Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2024 по делу N А55-21193/2023.

Договор об оказании услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 8.10 Правил N 1156, письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.07.2020 N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором").

Пунктом 3 ст. 453 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2023 N 347-ФЗ "О внесении изменения в статью 453 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") предусмотрено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Абзацем вторым п. 3 ст. 453 ГК РФ также определено, что в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора.

Так, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.09.2024 N Ф07-8331/24 по делу N А56-14619/2023 установлено, что региональный оператор, действуя добросовестно, должен был принять меры, направленные на подписание дополнительного соглашения в установленные сроки, чего им сделано не было. Напротив, проигнорировав доводы собственника ТКО и уклонившись от согласования взаимных интересов, оператор продолжал выставлять счета на оплату, исходя из нормативов накопления ТКО, т.е. извлекал преимущество из своего недобросовестного поведения (согласно расчету истца разница в оплате составила пятикратный размер). Потребителем после вступления постановления апелляционной инстанции с законную силу в адрес ответчика направлено заявление о перерасчете за оказанные услуги, который против такого перерасчета не возражал. Суд счел целесообразным распространить условия спорных пунктов договора на правоотношения сторон с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истец добросовестно направил ответчику необходимую информацию об организации раздельного накопления ТКО.

Как указано в п. 3 Обзора от 13.12.2023, по смыслу п. 8.18 Правил N 1156 потребитель вправе требовать перерасчета платы за оказанные услуги исходя из цены заключенного договора оказания услуг по обращению с ТКО после урегулирования разногласий.

В приведенном пункте отражена ситуация, когда суд пришел к выводу об удовлетворении иска и о признании обязательств сторон измененными с даты, с которой считался заключенным договор оказания услуг между региональным оператором и потребителем на условиях типового договора.

При этом п. 8.18 Правил N 1156 устанавливает, что до дня заключения договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Форма предъявления требования о перерасчете не установлена, следовательно, потребитель вправе направить региональному оператору письменное обращение в произвольной форме, в том числе в виде требования или претензии. В случае несогласия регионального оператора возможно предъявление иска об истребовании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Перерасчет может быть произведен за весь период фактического оказания услуг (то есть с момента, когда договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Последствия изменения и расторжения гражданско-правового договора (октябрь 2024 г.);

- Энциклопедия судебной практики. Последствия изменения и расторжения договора (Ст. 453 ГК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мейланова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

23 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.